Курирующий в Таллинне сферу образования вице-мэр Михаил Кылварт, как известно, страстно предан таэквондо и является тренером в Таллиннском центре таэквондо. Там же тренирует и близкий знакомый Кылварта, вступивший два года назад в Центристскую партию Денис Преснецов (родился в 1983 году, на фото - слева). Этим летом он стал директором русскоязычной Таллиннской Ляэнемереской гимназии.

Против назначения было большинство работников гимназии, однако это не помешало человеку, по словам коллег, без опыта управления и с малым педагогическим стажем получить  минимально необходимую поддержку конкурсной комиссии. Правда, и ее — со второй попытки и с возможным нарушением процедурных правил.

Много лет возглавлявший гимназию Валерий Новиков официально заявил о желании уйти на пенсию. Его просьбу удовлетворили. В мае Таллиннский департамент образования создал конкурсную комиссию, которая начала искать для школы нового директора. 3 июня в должности без особого шума утвердили Дениса Преснецова.

Еще тише после этого решения из гимназии ушли два завуча со стажем. Причины такого протестного ухода кроются именно в действиях избравшей директора комиссии, которая, по их словам, выбрала просто "нужного человека".

Три из семи членов комиссии — из столичного Департамента образования. Четверо остальных представляют горсобрание, часть города, Объединение директоров школ и попечительский совет гимназии. Кандидат может стать директором, если за него проголосуют по меньшей мере четверо. Если нужного количества голосов не наберет никто, то по правилам проведения открытого конкурса на том же собрании надо осуществить повторное голосование. Если и тогда ни один претендент не получит хотя бы четырех голосов, конкурс придется объявить провалившимся. 

В распоряжении мэрии, которым Преснецова утвердили в должности, написано, что 16 мая он получил четыре голоса. Но в документе не отмечается, что на первом голосовании за Преснецова проголосовали только три человека. Более того, в первый раз за него голосовали не в тот же день, а накануне, что может означать нарушение процедуры.

Голосовали дважды

Представитель столичного округа Объединения директоров школ Рита Румм вспоминает, что голосований точно было два и они проходили, по ее словам, не на одном и том же собрании: „Мы собирались два раза, точно не помню, с каким промежутком, но больше недели — точно нет,  промежуток исчислялся, скорее, днями".  Как утверждает бывший завуч Ляэнемереской гимназии Розалия Вирга, после неудавшегося голосования комиссия собралась снова на следующее утро и голосовала повторно.

Председатель конкурсной комиссии Вийви Локк опровергла утверждение о двух собраниях: "Повторное голосование состоялось в рамках одного и того же собрания, но на следующий день, так как несколько членов комиссии по причине других служебных обязанностей не могло дольше присутствовать на собрании в первый день".

Для одного члена комиссии утро действительно оказалось вечера мудренее, и на следующий день Преснецов все-таки получил один недостающий  голос. Поскольку заседание комиссии было закрытым, протокол тоже не подлежит обнародованию, но, как стало известно Eesti Päevaleht, свое мнение изменил представитель Таллиннского горсобрания. Его настольный телефон не отвечал ни вчера, ни позавчера. 

Как отметила Розалия Вирга, у Дениса Преснецова, который в этом году получил в Таллиннском университете магистерскую степень как учитель физкультуры и поработал  учителем в Паэской гимназии, слишком мало опыта, чтобы руководить школой. Особенно если среди кандидатов был педагог с 20-летним педстажем. „Преснецов сказал, что знает многих учителей, но ведь он тогда был учеником, окончил Ляэнемерескую гимназию, насколько мне известно, в 2002 году. Такое чувство, что при выборе директора школа не имеет права голоса.  Надо было все же выслушать и мнение учителей", — считает Вирга.

Один член комиссии, который, правда, не стал говорить, как голосовал, рассказал Eesti Päevaleht, что Преснецов мог бы лучше ориентироваться в законах. Этот член комиссии участвовал в ее работе много лет и признал, что  это был первый раз, когда директором избрали человека, получившего минимальную поддержку.

Без долгих реверансов и представлений 

Преснецов появился в числе кандидатов на пост директора гимназии без долгих представлений. Попечительский совет Ляэнемереской гимназии (как, по утверждению Вирга, и большая часть учителей, которых в школе 80) остался недоволен выбором и направил мэру Эдгару Сависаару письмо, где заметил, что нельзя ставить директором человека со столь небольшим опытом. 

Ответа не последовало, но попечительский совет встретился с вице-мэром Кылвартом. Встреча ничего не изменила, Преснецова утвердили.

Член попечительского совета Лилиана Ромашенко не пожелала говорить ни о письме, ни о выборах директора.

Вице-мэр Михаил Кылварт тоже не пожелал уточнить, что он обсуждал с представителями попечительского совета. У Кылварта нет ни малейшего сомнения в том, что конкурс был честным, никакой политики или выдвижения кого-то не было. „Я действительно знаю Преснецова лично, как и многих других жителей Таллинна и Эстонии. Я доверяю Департаменту образования и членам комиссии, исходя из этого у меня нет сомнений, что конкурс был честным. Поскольку сам я в комиссию не входил, то не мог и повлиять на ее работу", — сказал вице-мэр.

Другие вопросы Кылварт посоветовал направить Департаменту образования. Главный  специалист последнего Лейни Юрисаар отметила, что ведомство не в курсе, каков круг друзей и знакомых Кылварта.  „Если бы даже он был известен, то это не могло бы стать препятствием при выдвижении человеком своей кандидатуры на свободную должность", — добавила Юрисаар.

Денис Преснецов попросил у Eesti Päevaleht вопросы в письменном виде. К моменту, когда вчера газета готовилась к печати, ответы так и не пришли. Новый директор также больше не отвечал на звонки.


Правила заседания комиссии могли быть нарушены 

По словам проконсультировавших Eesti Päevaleht юристов, заседание комиссии и процедуры голосования можно назвать по меньшей мере странными, в худшем случае — противоречащими правилам. Как объяснили юристы, на собрании не возбраняется делать перерыв, но он должен быть разумным. Целая ночь таковым разумным перерывом, конечно, не является.

Департамент образования с его объяснением относительно того, что некоторые члены комиссии должны были покинуть заседание, так как их ждала другая работа, по оценке юристов, некомпетентен. Прежде всего потому, что постановление, на основании которого действует конкурсная комиссия, предписывает сообщать о заседании по меньшей мере за три рабочих дня до него. То есть никто из членов комиссии не должен планировать на день заседания другой важной работы.

Неясно также, почему комиссия, собравшаяся специально и исключительно для выборов директора, в повестке дня которой других пунктов не значилось, должна была перенести  второе голосование на следующий день.

Поделиться
Комментарии