Алексеев: эстонские профсоюзы слабы, потому их и игнорируют
И поговорить с руководителем Нарвского Энергопрофсоюза Владимиром Алексеевым стоило хотя бы потому, что такая жалоба из его уст могла бы прозвучать разве что в страшном сне.
- Владимир, возможно ли, что бы вы пожаловались на то, что ваш профсоюз работодатель игнорирует?
- Пусть попробует. Ему же дороже выйдет.
- А чем объяснить, что другой профсоюз — учителей — жалуется на то, что его игнорируют?
- А это везде так. Такое происходит тотально. Не секрет, что частники запрещают создавать профсоюз под страхом увольнения. Чего говорить о частных предпринимателях, если даже в Eesti Energia — вроде бы цивилизованной фирме, руководство позволяет себе на предприятиях ”рекомендовать” такое. Вот сидят один на один руководитель и человек, который пришел поступать на работу, и потенциальному работнику настоятельно рекомендуют не вступать в профсоюз. Мы, в свою очередь, рекомендуем таким руководителям не хлопотать себе проблем с законодательством. Наш разговор короткий: вы что себе позволяете, нарушая Конвенции, Конституцию? И к нам прислушиваются.
- Так почему профсоюз учителей не использует свои права, опираясь на эти законы, в том числе, и закон о профсоюзах?
- Я в курсе этих дел, и считаю, что тут нужны радикальные меры, в том числе, и со стороны Нарвского отделения Центрального Союза профсоюзов Эстонии.
- Что значит, радикальные меры?
- Поднимать нас всех, выходить на горуправу с требованием положить этому конец. Одним учителям тяжело биться с системой. Не забывайте, что главный работодатель этих учителей — город, который смотрит на нарушения сквозь пальцы.
- Я спрашиваю, как может в стране, которая считает себя независимой и демократической, вообще звучать заявление о том, что руководители игнорируют профсоюз?
- Вы это серьезно, про демократию? Возьмем одну из фирм, отказавшуюся выполнять коллективный договор с работниками, которые к ней перешли. Мы подали в суд, процесс длился пять (!) лет и закончился примирением. Частично они людям заплатили, частично мы им простили, потому что все устали от этого. Мы провели в марте прошлого года забастовку, которую признали противозаконной. Сейчас идет суд. В двух инстанциях мы проиграли, сейчас дело в Государственном суде. Если и там проиграем, будем обращаться в Страсбург. Как это так: правительство принимает решения, которые ущемляют интересы трудящихся, а мы даже выступить с протестом не можем? Это, оказывается, незаконно! Хорошо устроились на Тоомпеа! Когда наш уважаемый президент говорит, что у нас, дескать, демократия, хочется порекомендовать ему сходит к окулисту. Демократия только на хуторе его супруги, а в стране никакой демократии нет даже в зачатке.
- В странах настоящей, развитой демократии возможно, чтобы работодатель рекомендовал не вступать в профсоюз, или городские власти ”выражали недоумение” по поводу выхода учителей из одного профсоюза и вступления в другой?
- Моментально бы и те, и другие получили по зубам.
- А почему в Эстонии у работодателя и городских властей зубы на месте?
- Потому что наши профсоюзы слабые. От общей численности работающих только 7 процентов являются членами профсоюза.