Как вы считаете, Клуб главредов состоялся?

С точки зрения наднациональной структуры, объединяющей медиаменеджеров республик бывшего СССР, безусловно, да. Систематические встречи, дискуссии, обсуждение проблем СМИ показали вполне очевидную востребованность и полезность такого объединения. Произошло главное, на мой взгляд. Люди из разных стран, поверьте, далеко не всего дружественных (не буду конкретизировать), в рамках клуба находят общий язык. Все понимают — возвращение к СССР невозможно, а вот объединение на новом, интеллектуальном, профессиональном уровне возможно. Просто надо с уважением, на равных относиться друг к другу. У нас это получилось.

А что не получилось?

На сегодняшний день мы выполнили первоначальную задачу, которая перед нами стояла, — организовать ядро клуба, встречи с президентами и главами правительств. Конечно, мы еще не везде побывали, но основательный задел сделан (Украина, Армения, Белоруссия, Латвия, Киргизия). Список далеко не исчерпан, в большинстве других государств ведем переговоры о встречах, параллельно ведем переговоры и с так называемым дальним зарубежьем. И здесь уже есть вполне отчетливые предложения.

Но мне кажется, мы входим в новый период нашего развития, когда надо больше времени уделять состоянию СМИ на постсоветском пространстве, вернее, изучению этого состояния. Ведь мы можем оказывать и методическую помощь, и политическую поддержку. Но главное, как мне кажется, необходимо анализировать состояние свободы слова. А здесь практически на всем постсоветском пространстве — большие проблемы. При этом речь не только о зажиме свободы слова, но и о ее злоупотреблении, то есть когда свобода слова используется СМИ некорректно, как дубина, когда распространяются заведомая ложь, ”джинса”, заказуха. Тут авторитет Клуба главредов мог бы оказать высокую моральную поддержку несправедливо оболганным.

Вы считаете, что авторитет клуба так высок, что это может оказывать влияние на такие процессы в других странах?

Конечно, не везде. Но в тех странах, где мы уже встречались с руководителями государств и правительств, наше влияние все же достаточно существенно. Когда закрылась печатная версия ”Известий в Украине”, мы официально обратились к президенту с просьбой рассмотреть эту ситуацию. К чести Виктора Януковича, он отреагировал на наше Обращение, и в администрации президента Украины встреча с главредом издания состоялась. Печатную версию сохранить пока не удалось — там возникли, насколько я знаю, препятствия со стороны собственника издания. Надежды на возрождение одного из лучших украинских изданий мы не теряем. Будем продолжать борьбу за него и дальше.

О каких последних инициативах клуба вы можете рассказать?

В настоящее время мы разрабатываем стандартное Положение об информационных советах при главах государств и правительств. Речь идет о создании таких общественных органов, которые могли бы анализировать состояние СМИ в странах, давать советы руководителям государств по их дальнейшему развитию, оценивать качество информации с точки зрения злоупотреблений свободой слова или же, наоборот, обращать внимание на ограничения такой свободы, подсказывать, каким СМИ необходимо финансирование и в каком объеме. В том или ином виде такие советы где-то есть, но в большинстве стран отсутствуют, а при решении вопросов госфинансирования, выделения грандов вообще процветают бюрократическая анархия и коррупция. Вот мы и хотим внести свою толику в это непростое дело — разработать некое стандартное Положение, которое может быть адаптировано в каждом государстве в соответствии с его национальными особенностями и законодательством. А члены Клуба главредов могли бы от нашей организации войти в состав таких структур, а в некоторых случаях, я уверен, и возглавить их. Получится ли у нас что-то из этого, посмотрим. Могу сказать одно, мы не хотим стать профсоюзом журналистов бывшего СССР, их и без нас хватает, это не наша задача. Мы будем стремиться защищать и развивать свободу слова на постсоветском пространстве.

Поделиться
Комментарии