Выскажусь прямо: я очень горд, что президент Ильвес сделал политически однозначное осуждающее заявление сразу же, как только мир узнал о решении Ленинского суда города Кирова. Состоявший из 106 знаков твит главы нашего государства сообщил миру больше о наших моральных ценностях, чем какая бы то ни было составленная чиновниками бюрократическим языком прокламация.

За комментарием Ильвеса последовали жесткие реакции и других ведущих политиков Европы. В их числе было и заявление верховного представителя по иностранным делам Европейского союза баронессы Кэтрин Эштон о том, что обвинения в отношении Навального и Офицерова не были доказаны в суде.

У Навального двое детей, у Петра Офицерова, которого вместе с ним приговорили к тюремному заключению — пятеро. То, что семеро детей могут на длительный срок остаться без своих отцов, которых преследуют явно по политическим мотивам, является достаточной причиной, чтобы президенту демократического государства быть в своих заявлениях несколько более категоричным, чем обычно.

Сотни тысяч людей по всей России вышли и продолжают выходить на мирные собрания в поддержку Алексея Навального и Петра Офицерова. Несмотря на то, что полиция жестко разгоняет эти митиги, против их участников фабрикуются все новые и новые уголовные дела, каждая новая протестная акция собирает все больше людей. Народ не боится выходить на улицы, потому что чувствует, что их много — ”мы есть власть”.

На состоявшемся возле Российского посольства в Таллинне пикете я встретил туриста из Петербурга — Леонида, который пришел протестовать к представительству своего государства в футболке ”Свободу Навальному” и со значком: ”Дело против Навального — это дело против меня”. Леонид рассказал, что участвовал и в состоявшейся в Петербурге акции протеста, на которой, по его словам, было задержано 65 активистов.

Стоит заметить, что последней страной, которую Навальный посетил перед тем, как дал подписку о невыезде, была именно Эстония. Целью его визита было изучить опыт построения в Эстонии электронного государства и применения различных решений, используемых для борьбы с коррупцией.

Навальный представляет следующее поколение российских политиков, которые ищут новых контактов с нашей страной. Комментируя свое намерение баллотироваться в будущем на пост президента России, Навальный заявил, что хочет, чтобы россияне жили нормально, как в европейских странах, и не хуже, чем эстонцы.

В то же время, все мы понимаем, что Навальный — это, безусловно, не Нельсон Мандела и не Махатма Ганди. Многие его политические высказывания, например, для меня являются, мягко говоря, спорными. Навальный — обычный политик, со своими плюсами и минусами.

Однако эта противоречивость не оправдывает того, что против него выдвигаются необоснованные обвинения, причем представители Следственного комитета РФ даже не постеснялись заявить, что причиной сверхбыстрого расследования уголовного дела была политическая активность обвиняемого. Фактом является и то, что в прошлом году в России по той же статье, что и Навальный, были осуждены 2760 человек, из которых лишь 0,9% получили сроки заключения от пяти лет и выше.

Критик Путина и нынешний политзаключенный Михаил Ходорковский заявил, комментируя обвинительный приговор суда, что представление против политических оппонентов уголовных обвинений — это обычная практика, как в Советском Союзе, так и в сегодняшней России. Кстати, Ээрика-Нийлеса Кросса тоже разыскивают в России из-за, якобы, попытки украсть лес с борта сухогруза ”Артик Си”.

Тот подъем гражданской активности, который мы наблюдали в России в последнюю неделю, на мой взгляд, является совершенно уникальным. Ничего подобного там не было с 1991 года, когда демократически настроенное гражданское общество защищало Белый дом от коммунистических реакционеров. Благодаря смелости и решительности этих людей, ”империя зла”, в заложниках которой была и Эстония, развалилась без большого кровопролития. Теперь и мы имеем моральное обязательство проявить солидарность с гражданским обществом России, которое продолжает борьбу за демократические ценности у себя на родине.

8 сентября пройдут выборы мэра Москвы, в которых Алексей Навальный участвует в качестве основного кандидата от оппозиции. Сумеют ли власти повлиять или фальсифицировать результат этих выборов, во многом зависит и от того, насколько граждане смогут самоорганизоваться, чтобы этому противостоять.

Залогом добрых отношений с Россией является поддержка демократических сил, а не игнорирование попыток подавления там гражданского общества. И причина этому очень простая: Россия тоже однажды будет свободной. Так или иначе.

Поделиться
Комментарии