"Российский соотечественник" — это хобби?
Пасынками, сыновьями и дочерьми, нахлебниками или вечными нытиками? Как ни странно, и теми, и другими одновременно. Потому что совершенно очевидно — Россия так и не выработала сколько-нибудь вразумительную политику в отношении бывших своих соотечественников. Даже не определилась, кого именно она к ним относит. И не сделала она это по одной простой причине: эта тема для нее не является актуальной.
Меня всегда забавляло, как местные ”соотечественники” реагируют на происходящее в России (всегда с оглядкой на Кремль!), как расталкивают друг друга накануне выборов, спеша на очередную ”страновую конференцию”. Поскольку пару раз и сам проходил, что называется, по касательной (даже был делегатом последней всемирной соотечественной конференции), то имел возможность понаблюдать изнутри на этот процесс. Самое удивительное в том, что практически каждый по отдельности местный ”соотечественник” — лицо вполне адекватное, неглупое и вполне себе симпатичное. С той лишь поправкой, что практически каждый пребывает в уверенности: его не ценят по заслугам, ”отодвигают”, ”затирают”.
Если кто помнит, то в конце весны в составе местного Координационного совета российских соотечественников Эстонии (КСРСЭ) произошли воистину революционные перестановки. И теперь те, кто так активно боролся за право возглавить организацию и это право получил, начинает мелко мстить за прошлые обиды. У меня нет никакого желания выступать арбитром в бесконечном споре вращающихся вокруг российских соотечественников и Посольства России людей, поскольку мне никогда не была понятна их деятельность в целом. В отдельности все вроде ясно, но целостной картинки все равно не получается.
Думаю, что названные мной противоречия связаны, в первую очередь, с тем, что официальная Москва совершенно не представляет, как стоило бы организовать работу с русскоговорящими жителями планеты. В итоге, немалый ресурс (не менее 20 млн человек за пределами России!) растрачивается в основном впустую.
В случае политической необходимости зарубежные русские выполняют роль ”пятой колонны” Кремля — иногда сами того не желая и не подозревая. Не сильно вдаваясь в истинные интересы брошенных на произвол судьбы в бывших советских республиках русских, Москва нередко выступает от их имени, делая громкие заявления на весь мир. Удручает, что содержание этих заявлений нередко либо юридически не согласовано, либо основывается на общих догадках и ложных выводах.
К этому большинство русских жителей Эстонии уже давно привыкло. Мы в состоянии предугадать, каким образом отреагирует Россия на очередной ”слет” на Синимяэ и как недоуменно ей будет возражать официальная Эстония. Короче, уже не интересно. Неслучайно, наверное, и господин Заренков вынужден был отказаться от открытого противостояния с организаторами упомянутых слетов. Добавлю от себя: чем меньше мы будем обращать внимание на эти вылазки стариков, тем быстрее к ним пропадет общественный интерес.
Завершая эту тему, хочу сказать, что недавно я познакомился с интервью фронтового разведчика Карла Раммуса, с которым немного знаком лично. В разговоре с журналистом он посетовал, что ветераны, воевавшие на стороне Германии (оставим пока в стороне рассуждения, каким образом они там оказались), окружены заботой эстонского государства, а те, кто, воевал с нацистами в рядах антигитлеровской коалиции, пребывают в забвении.
О них время от времени вспоминает Россия, а официальная Эстония делает вид, что их просто нет. В этот момент мне подумалось: а что, если энергию российских соотечественников и местных антифашистов направить не на борьбу с проявлением неонацизма, а на принуждение официальной власти относиться ко всем участникам Второй мировой войны с уважением?
Если уж так сложилось, что эстоноземельцы оказались по разные стороны баррикад, то не разумнее было бы со стороны государства по прошествии почти семи десятков лет примириться с этим обстоятельством? Как справедливо заметил по этому поводу один из местных комментаторов, непонятно, почему сбитые с толку нацистами получили сейчас почет, а пошедшие за большевиками — презрение. Ведь все они любили свою родину и наверняка мечтали о ее процветании, не их вина, что колесо истории повернулось вспять.
Но эстонские российские соотечественники заняты делами, о которых большинство русскоязычных жителей республики имеет весьма смутное представление. Их официальный портал неплохо развивается, насыщен всевозможными новостями, но чем живет организация, понять очень сложно. Альтернативный медиаресурс — Baltija.eu, именующий себя ”информационным порталом Русской общины Эстонии”, насыщен заметно больше, но руководители сайта всячески стараются навязать собственное мировоззрение. А оно, судя даже по заголовкам, чрезвычайно настороженно и с недоверием относится к эстонскому государству. Это заметно и по подбору местных материалов, чаще всего отражающих негативные стороны нашей жизни или настойчиво акцентирующих на них внимание читателей.
У меня сложилось впечатление, что для большинства эстонцев иноязычные жители страны не представляют никакого интереса. Накануне выборов наблюдается некоторое оживление, которое сразу гаснет после подсчета голосов. Но, что самое печальное, даже для местных ”профессиональных соотечественников”, замкнувшихся в своих дрязгах и не всегда вразумительных проектах, несколько сотен тысяч местных русских вызывают еще меньше интереса. С каждым годом означенные общественные деятели отдаляются от реальных проблем тех, от имени кого часто выступают.
И, вообще, не совсем понятно, кто из нас может назвать себя ”российским соотечественником”? И чего мы сами ждем от России, как соотносим себя с ней и насколько духовно близки со страной, претендующей на роль всеобщей русской матери. Не получается ли так, что историческая и культурная связь с нашим великим восточным соседом становится все больше эфемерной и без особого взаимного интереса?