Зло или благо: США отправят оружие повстанцам Сирии
Президент США Барак Обама намерен приступить к оказанию непосредственной военной помощи силам сирийской оппозиции.
Об этом решении было объявлено после того, как разведслужбы Соединенных Штатов установили, что сирийское правительство действительно использовало химическое оружие и тем самым пересекло так называемую "красную линию", установленную президентом Обамой.
На протяжении всего конфликта в Сирии позиция американской администрации отличалась осторожностью в связи с отсутствием консенсуса в том, что именно Западу следует предпринять, и каковы могут быть последствия этих действий. И даже приняв решение об оказании военной помощи повстанцам, Барак Обама все же предпочитает действовать осторожно.
Политика Соединенных Штатов в отношении Сирии меняется, но по-прежнему неясно, что именно Вашингтон хочет предпринять, а также будет ли хотя бы частично раскрыта информация, на основании которой американская администрация изменила свою позицию.
В апреле сообщалось, что разведслужбы США "с различной степенью уверенности" оценивают вероятность использования сирийским режимом химического оружия. Власти Парижа и в некоторой степени Лондона были более категоричны в своих заявлениях. Теперь американцы приблизились к их оценке.
В настоящий момент, согласно советнику президента США Бену Родсу, "с большой степенью уверенности" можно сказать, что сирийские правительственные силы "за последний год неоднократно использовали в небольших масштабах химическое оружие, включая нервно-паралитический газ зарин, против оппозиции".
Так что же изменилось?
Можно ли считать, что появились новые убедительные доказательства применения оружия массового поражения? И, что немаловажно, будут ли они представлены общественности?
Но главным остается вопрос о том, что действительно намерены предпринять Соединенные Штаты. Первоначально казалось, что Вашингтон ограничит свою поддержку сирийским повстанцам поставками легкого вооружения и боеприпасов. Как указывает Бен Родс, президент пока не принял решения в пользу определенной военной опции, например, о введении зоны, запретной для полетов авиации режима Асада, но исключил возможность размещения американских наземных войск в Сирии.
Просьбы сирийской оппозиции поставить им противотанковое и зенитное вооружение, насколько можно судить, по-прежнему находятся в стадии рассмотрения американской администрацией.
Поэтому ответ Соединенных Штатов на пересечение президентом Асадом "красной черты" можно считать в лучшем случае предварительным. И, как это часто бывает, вместо прояснения ситуации он вызывает множество новых вопросов.
Зачем нужны новые поставки оружия?
Бои в Сирии идут с переменным успехом, однако ясно, что силам оппозиции был нанесен тяжелый удар вблизи города Кусейр, и правительственные силы при поддержке своих союзников ведут наступление на Алеппо.
Непонятно, вызваны ли поражения повстанцев нехваткой оружия, плохой военной подготовкой сил оппозиции или недостаточной координацией действий.
Сирийские повстанцы уже получают существенные запасы вооружений, поставляемые им при посредничестве их сторонников в странах Персидского залива и за их пределами.
Так какое значение будут иметь поставки оружия из США?
Вполне возможно, что решающим фактором в последних боях в Сирии было вмешательство на стороне режима Асада хорошо подготовленных и высокомотивированных бойцов "Хезболлы". Поэтому что делать, если поставки вооружений Соединенными Штатами не смогут изменить расстановку сил?
Отправят ли повстанцам более совершенное вооружение?
И нужно ли будет Соединенным Штатам обучать повстанцев обращаться с ним?
Не будет ли это знаменовать начало сползания к прямому вмешательству в сирийский конфликт?
"Адская проблема"
Западные представители всегда уверенно утверждали, что смогут обеспечить оружием умеренные силы в среде сирийской оппозиции, и что оно не окажется в руках исламистских группировок, подобных "Аль-Каиде". Но сколько на самом деле стоят подобные заверения? Не является ли это одной из причин того, почему вопрос о поставках повстанцам более современного оружия, типа зенитных ракет, сейчас даже не рассматривается?
И как может сказаться поставка оружия оппозиции на шансах достижения урегулирования сирийского конфликта путем переговоров?
Вашингтон, Париж и Лондон по-прежнему пытаются привести представителей сирийского правительства и оппозиции к столу переговоров в Женеве. Но не станет ли нынешнее решение США смертельным ударом для перспектив мирной конференции — по меньшей мере, в ближайшем будущем?
Каков может быть ответ правительства России?
Ясно, что на предстоящей встрече лидеров стран G8 в начале будущей недели в Северной Ирландии по этому вопросу развернется крайне интересная дискуссия.
Президент Обама в отношении Сирии проявляет осторожность, и его вполне можно понять. Однако в самих США раздаются весьма влиятельные голоса в поддержку требований к американской администрации активизировать усилия.
На кон поставлено очень много. Сирия находится в эпицентре многих региональных проблем. Если кризис выйдет за рамки сирийских границ, это может привести к региональной войне, в которую окажутся втянутыми Ливан или, возможно, Израиль. Кризис может распространиться на Ирак и поразить Иорданию.
Своим решением поставить вооружение сирийским повстанцам президент Обама, чувствуя постоянную ответственность за их судьбу, видимо, выполняет свой моральный долг.
Но, как указывают многие критики, большие количества вооружений лишь продлят военные действия и кровопролитие. Неудивительно, что некоторые обозреватели называют сирийский кризис адской проблемой.