Действительно, даже такая маленькая страна от таких расходов не обнищает. Но я полагаю, что в этой истории деньги — вообще не главное.
Кажется, важны только два вопроса - должен ли Рийгикогу при выборе президента рассматривать кандидата на пост главы государства и его жену как неделимое целое и обязана ли первая леди играть представительскую роль. Статус-кво в обоих случаях дает краткий ответ - нет.

Представительские функции жены президента, за исключением редких случаев, дело добровольное. Общественность склонна доверять, скорее, семейному человеку, поэтому сопроводить своего мужа на президентском приеме лишним не будет. Возможно, за это первая леди и вправе требовать моральной компенсации. В судебном порядке. А если без шуток, такая возможность законом в самом деле прописана. Как ею воспользоваться, также, как и ответ на вопрос, "хочу ли я быть публичной персоной", - нюанс сугубо представительский.

Британская королева в марте этого года приказала топить свой замок ветками и поленьями из прилегающих королевских угодий, потому что мазутом — дороже. Пришлось бы Великобритании сдать золотую корону в ломбард, прими Елизавета II другое решение? Сомнительно. Так же сомнительно, как если бы у квантового химика профессора Иоахима Зауэра была повинность всюду сопровождать свою жену — канцлера Германии Ангелу Меркель. Зауэр, похоже, сэкономил на представительских расходах как собственных, так и для бюджета "локомотива Европы".

Канцелярия нашего президента намекает, что Эвелин Ильвес исполняет определенную роль, а ее наряды, как и костюмы солистов театра "Эстония", которые сами артисты не покупают. Государство наверняка способно купить каждому своему президенту по "Мерседесу" в личное пользование, но не делает этого. А первой леди государство могло бы помочь тем, что пошить, как в армии, парадный костюм для приемов - элегантный, с национальным узором. И волки были бы сыты, и овцы целы.

Англичане готовы простить британской монархии миллионные траты на коронации, похороны королевы-матери - лишь за одно то, что королева по личной инициативе сэкономила символических два пенса. Около двух тысяч комментариев на эстонской половине Delfi под новостью о представительских затратах Эвалин Ильвес, большинство которых — гневные, показывают: куда более скромные расходы первой леди ей не прощают.

Жить хорошо, а хорошо жить — еще лучше. Я это понимаю, и мне не жаль помочь жене президента материально. Но не хочу. Почему? Самым красноречивым ответом является диалог товарища Вяземской с профессором Преображенским в ”Собачьем сердце” Михаила Булгакова:

- Хочу предложить вам, — тут женщина из-за пазухи вытащила несколько ярких и мокрых от снега журналов, — взять несколько журналов в пользу детей Германии. По полтиннику штука.
- Нет, не возьму, — кратко ответил Филипп Филиппович, покосившись на журналы.
Совершенное изумление выразилось на лицах, а женщина покрылась клюквенным налетом.
- Почему же вы отказываетесь?
- Не хочу.
- Вы не сочувствуете детям Германии?
- Равнодушен к ним.
- Жалеете отдать полтинник?
- Нет.
- Так почему же?!
- Не хочу.
Помолчали.

Поделиться
Комментарии