ФОТО: В Кохтла-Ярве остро дискутировали о проблемах неграждан
"Как в Таллинне, так и в Ида-Вирумаа одной из основных проблем сферы образования считают отсутствие равных возможностей для молодежи, в особенности, при получении высшего образования, — отмечает одна из организаторов дискуссионных клубов Кристина Каллас из Института балтийских исследований. — Также людей продолжает волновать реформа русскоязычной гимназии, т.е. переход на частичное обучение на эстонском языке. Переход более проблематичным сочли именно ида-вируские респонденты". Отвечая на вопросы, касавшиеся рынка труда, таллиннские и ида-вируские респонденты сошлись в том, что возможности людей разных национальностей на рынке труда неравны, и что среди кандидатов на должность предпочтение отдается гражданам Эстонии.
Помимо этого участники на основании опроса выбрали четыре темы, которые их в данный момент больше всего беспокоят в эстонском обществе. "Опрос выявил потребность в решении проблем, вытекающих из особенностей самого региона Ида-Вирумаа, — добавила Каллас, — Люди выразили обеспокоенность тем, что общины эстонцев и неэстонцев в городах Ида-Вирумаа обособились и точек соприкосновения избегают".
"В качестве одной из тем для обсуждения респонденты из Ида-Вирумаа выбрали преподавание эстонского языка и все, что с его изучением связано. Основной проблемой считают именно нехватку денежных средств на изучение эстонского языка, но выделили и излишнюю сложность экзамена по эстонскому языку на категорию", — рассказала Каллас о проблемах, которые будут обсуждаться на мероприятиях.
Корреспондент Delfi послушал выступления учатсников в ходе дискуссии.
Первый выступающий, относительно молодой человек: "Говорят о том, что здесь должно больше быть государства, но говорят все время о каких-то агрессивных его проявлениях, о полиции, армии, Академии внутренней обороны, на которые тратятся громадные деньги. Лучше было бы пустить эти десятки миллионов на строительство каких-то промышленных объектов, которые дадут новые рабочие места. Тем более, что здесь имеется блестящая база для этого".
Дама средних лет: "Может быть, это смешно звучит, но целесообразно, чтобы русский был вторым государственным. Все три проблемы, которые здесь перечислены, у нас есть. У людей, практически нет денег на оплату курсов эстонского языка. Курсы стоят очень дорого, а основная масса людей у нас работает за минималку. 270 евро люди получают чистыми на руки, а полный курс эстонского языка стоит почти 400 евро. Мало языковой практики, можно и для взрослых организовывать языковое погружение с двухнедельным выездом в ”эстонские” регионы. Хотелось бы, чтобы экзамен упростили. Европейские фонды, которые финансируют программы интеграции, должны контролировать, как они выполняются".
Немолодой мужчина: "Думаю, что по всем вопросам, которые мы здесь обсуждаем, эстонское государство в лице министерств, чиновников, занимаются изобретением велосипеда. Можно было бы поинтересоваться опытом стран, которые имеют опыт государственности несколько больший, чем Эстония, и опыт решения подобных проблем… Нужно было бы пересмотреть подход к изучению языка. Совершенно очевидно, когда годами две трети не может сдать самые простые экзамены, это о чем-то говорит. Возьмите общеобразовательную школу. Что сделают с учителем, у которого две трети не сдает экзамен? Наградят Крестом Марьямаа? Надо задуматься, как это устроено: либо, они совершенно не квалифицированы, не компетентны в том, чем они занимаются, либо система построена таким образом. Сами учителя эстонского на курсах материально заинтересованы в том, чтобы учить как можно дольше, снова и снова тех, кто учится? Очевидно, что в основе заложена национальная политика эстонского государства. Палками еще никого никуда не интегрировали…"
Кристина Калласс попросила призвала говорить о решении.
Он продолжил: "О решении. Зрите в корень! Для начала — перестать принуждать, заинтересуйте нас!… Упраздните языковые курсы, вместо них создайте клубы, где будут обучать, начиная не с падежей, а с глубокого погружения. Ни в одной стране не начинают учить язык с падежей. Пусть там будут работать носители языка, а люди будут изучать его в общении. А нас якобы учат, причем, за наши деньги, и мы снова и снова должны платить… И о русском языке: должна рассматриваться проблема русского языка, придания ему хоть какого-то статуса, может быть, даже не второго государственного. Он на планете Земля звучал примерно также давно, как и эстонский, и надо признать, что он существует. Так почему мы не можем им здесь пользоваться?"
Не выдерживает работница столовой и тоже включается в дискуссию: "Я вот слушаю вас, и думаю: моя дочка в прошлом году оканчивала эстонскую школу. И она сдала экзамены по эстонскому языку на 32 балла. А ее другие одноклассницы — на 59 баллов. А все русские из параллельных классов сдали на 90 баллов…"
На снимках: заседание дискуссионного клуба в Кохтла-Ярве:
Все снимки смотреть ЗДЕСЬ
Фото Евгения Капова.