Причудская активистка: ощущаю себя полноправным гражданином, хотя по-эстонски не говорю
Правопреемная гражданка Эстонии Раиса Полякова говорит: ”Мой внук — уже девятое поколение нашей семьи в Эстонии. Ощущаю себя полноправным гражданином страны, хотя по-эстонски не говорю. Понимаю, а сказать — язык колом. Общения-то, практики у нас здесь нет”.
”Здесь” — это в причудской деревне Варнья, где Полякова заведует семейным клубом. ”У нас НКО, уже 13 лет. Записываем, пока еще остались хранители старообрядческой культуры, старинные песни, рассказы”, — поясняет она.
На днях стало известно, что к 95-летию Эстонской Республики президент Ильвес решил наградить Раису Полякову орденом Белой Звезды V степени.
Как и для всех награжденных, с кем довелось пообщаться, для нее это стало полной неожиданностью: ”Я была тихим, скромным человеком — и вдруг теперь… Вообще я не очень люблю ”якать”, афишировать свою деятельность. Да, президент к нам приезжал летом, но мне с ним пообщаться не довелось. Кстати, он посетил наш старообрядческий храм. Я там пою и читаю”.
Главной заслугой в своей жизни она считает открытие 11 лет назад в Варнья Музея живой истории — вместе с библиотекарем Татьяной Сосновской.
”Интересно, сколько живу, никто из эстонцев ни разу не упрекнул меня в том, что не говорю по-эстонски, — признается Полякова. — Однажды приехали к нам на экскурсию эстонцы-пенсионеры из Выру. Я им сразу: извините, пожалуйста, но я не владею эстонским языком настолько, чтобы говорить, но вы, наверно, люди все-таки того времени, когда все должны были по-русски говорить. Смотрю, некоторые скривились. А потом благодарили, лица радостные, все хмурые складочки разгладились. Я жизнерадостный человек, жизнь такая короткая — нельзя зацикливаться на всем этом”.
Сын Раисы Поляковой живет в Англии, 5-летний внук учится там же в школе. ”Я хоть в душе и плачу, но радует то, что у них сложилась жизнь”, — отмечает мать.
Однако такими темпами все причудское население разъедется? Голос единственный раз за беседу грустнеет: ”Знаете, конечно, у нас плоховато с этим. Молодежь уезжает из деревень и не возвращается, потому что с рабочими местами проблема. Да и комфорт молодежь любит”.