Что примечательно, предписание родилось не в результате зафиксированного на месте нарушения или жалобы кого-то из участников инфосеминара (заполнение анкет было делом исключительно добровольным), а после запроса журналистов одного из изданий. Формальным поводом для действий Инспекции по защите данных стало то, что проведение языковых курсов и вопросы гражданства напрямую не являются функцией местного самоуправления.

Не стоит забывать, что с идеей проведения бесплатных языковых курсов для таллиннцев в городском собрании не раз выступали представители оппозиционных партий, тех самых, которые сейчас стоят у руля Министерства внутренних дел и которым подчиняется Инспекция по защите данных. Видимо, политическая борьба важнее интересов горожан, о которых так удобно рассуждать с трибуны.

Позиция управы Ласнамяэ по данному вопросу состоит в том, что если жителю района нужно в чем-то помочь, то наша прямая обязанность — искать не статью закона, на которую опереться, а возможности решения проблемы, будь то социальная помощь или изучение эстонского языка и основ Конституции. Речь идет и о распространении информации, которая сможет способствовать решению экономических, социальных, культурных и других проблем жителей.

К таким проблемам относится и доступность обучения эстонскому языку, и получение гражданства. Как показала практика, очень многие просто не знают, где и когда можно пройти курсы, как сдать экзамен, как оформить необходимые документы. Конечно, можно возразить, что все это сфера профильных министерств, но тогда почему они так плохо выполняют свою работу, что сотни людей, пришедших на инфосеминар в Центр русской культуры, о многих вещах услышали впервые?!

Проблема ”безгражданства” — позор нашей страны. Об этом с той или иной степени жесткости высказываются и международные правозащитные организации, и комитеты ООН. Эстония взяла на себя обязанность эту проблему решить, но на деле реальные начинания в этой сфере торпедируют под весьма сомнительными предлогами.

Темпы натурализации упали практически до нуля — в последнее время число ”натурализованных” граждан не превышало полутора тысяч в год. И это притом, что только в Ласнамяэ живет около 20 000 лиц без гражданства.

В ежегодных отчетах Брюсселю правительство сравнивает нынешние цифры с тем, сколько было в стране лиц без гражданства на момент восстановления независимости, хотя эти сравнения мало что говорят о том, как процесс идет сейчас. Нельзя забывать, что сама эта проблема была создана искусственно и серый паспорт получили тысячи человек, поддержавших Эстонию на референдуме о независимости.

После инфосеминара с управой Ласнамяэ связались несколько недоходных организаций, получивших европейское финансирование на проведение курсов, и предложили сотрудничество в подготовке людей к экзамену на знание Конституции и законов ЭР. Основная сложность, стоящая перед этими организациями, это поиск участников курсов, для чего управой и проводилось анкетирование. Есть уже конкретные результаты проведенного в октябре инфосеминара: 2/3 участников, прошедших после мероприятия курсы на знание Конституции, успешно сдали экзамены.

Теперь Инспекция по защите данных требует уничтожить все анкеты, которые заполнили люди, нуждающиеся в курсах и готовые к тому, чтобы взять эстонское гражданство. Мало того, инспекция требует гарантий того, что данные, полученные в результате анкетирования, не будут в дальнейшем использоваться. Управа, например, не сможет передать некоммерческим объединениям, проводящим курсы эстонского языка, контакты тех, кто в этих курсах действительно нуждаются!

Получается парадокс — одной рукой государство поощряет изучение эстонского языка и получение гражданства, другой — всячески препятствует тому, чтобы эта работа действительно велась. Хотя уже в программе интеграции на 2009-2013 годы говорится, что одним из недостатков предыдущей аналогичной программы было то, что к процессам интеграционной политики в должной степени не были привлечены местные самоуправления.

Впрочем, можно сделать и другой вывод — правительство, контролирующее огромные средства, выделяемые Евросоюзом на интеграцию, заинтересовано в распределении этих денег, а не в конечном результате в виде получения людьми гражданства. И это далеко не единственный вопрос, который возникает в связи с целесообразностью расходования денег через Фонд интеграции, которым руководит реформистка Татьяна Муравьева. Достаточно вспомнить последний скандал с фильмами про видных деятелей правящей в стране партии.

Создается впечатление, что Инспекции по защите данных просто нечем заняться и запросы в адрес управы Ласнамяэ составлены так, чтобы найти хоть какую-то формальную зацепку и под угрозой денежного штрафа заставить управу отказаться от своей инициативы. Разумеется, управа будет в предусмотренном законом порядке опротестовывать действия инспекции вплоть до судебного разбирательства. Искренне жаль, что при этом ресурсы местного самоуправления пойдут на решение надуманных проблем, вместо того, чтобы идти на решение жизненно важных.

Жаль, что среди невообразимого множества инспекций, комиссий и других контролирующих органов в нашей стране нет инспекции по защите здравого смысла. Если бы такое учреждение существовало, ему-то точно не пришлось сидеть без реальной работы!

Поделиться
Комментарии