Сразу после того, как в 16 часов эта встреча завершилась, корреспондент Delfi задал Александру Старцеву несколько вопросов.

- Насколько серьезно решение профсоюзов Северо-востока о проведении забастовки?

- Если вы читали наше Обращение, то можете понять всю серьезность содержащихся в нем требований. Оно появилось не вдруг: мы изучали настроения в наших организациях, специально выдержали время, чтобы посмотреть на реакцию людей. Можно сделать вывод, что люди настроены очень серьезно. Однако решение о забастовках еще надо будет принимать. Потому что это не так быстро и не так просто. Люди должны сами решить — готовы они к этому или нет.

- И когда страна сможет узнать, что решили люди Северо-Востока?

- Сегодня правление Центросоюза вновь обсуждало нашу проблему: намерения властей изменить закон о коллективном договоре. Решено образовать рабочую группу, которая будет заниматься организацией акций протеста. В нее вошли железнодорожники, шахтеры, энергетики, транспортники и независимые моряки.

- А учителя?

- Их представитель сегодня также присутствовал, они поддерживают нас, мы поддерживаем их, но они в среду у себя назначат дату проведения учительской забастовки.

- Руководитель эстонских профсоюзов Харри Талига заявил ранее, что он уверен в поддержке жителями Северо-Востока акций профсоюзов. Однако народ начинает упрекать вас, что требования ваши, мол, какие-то слишком местные, не глобальные. Говорят: чего уцепились за закон о колдоговоре, дескать, надо требовать отставки такого правительства! Что скажете?

- Понятно. Дело в том, что изначально крупное недовольство в профсоюзных организациях возникло из-за этого закона о коллективном договоре. Но этот беспредел творится не только по отношению к членам профсоюзных организаций, а ко всем работникам, и поэтому мы решили привлечь к нашим акциям всех жителей Эстонии. Потому что сейчас во всей стране творится такое безобразие, а нас совершенно никто не слышит. И, как мне кажется, не услышит. Не слышат никого: ни профсоюзы, ни студентов, ни учителей, ни пенсионеров — никого! Похоже, что если мы будем ограничиваться только пикетами и митингами, нас так никто и не захочет услышать, все так и будет дальше продолжаться. Поэтому мы и призываем провести общегосударственную забастовку. И мы зовем к участию в ней всех, независимо от того, есть ли на предприятии профсоюз или нет.

- Сегодня у вас, говорят, шел разговор и о том, что правительство "приватизировало" фонды Больничной кассы и Кассы по страхованию от безработицы?

- А эта наглость у нас с повестки дня и не снята. Мы это постоянно обсуждаем, и этим возмущены не только профсоюзы, но и работодатели тоже. Это уже предел наглости.

- А вы, случайно, не знаете, до каких пор это будет продолжаться?

- Случайно не знаю. Вот мы и хотим получить ответ на этот вопрос и заставить их к нам прислушаться. Думаю, что до конца недели отраслевые профсоюзы узнают и обобщат мнение своих людей, узнаем, годится ли им график, который уже составила инициативная рабочая группа.

- Еще комментаторы интересуются: что должно было произойти, раз профсоюзы так резко проснулись после спячки? Неужели, все-таки и вас достали?

- Про сон профсоюзов говорят те, кто не знает работу профсоюзов. Мы не спали. Мы постоянно пытались обратить внимание правительства на то, что оно творит. Вообще-то, основная наша работа проводится на предприятиях с работодателями, а не в борьбе с политиками. А вот мне очень интересно, почему спят оппозиционные партии и не выводят людей на улицы?

В заседании правления ЦСПЭ вместе с Александром Старцевым участвовал и руководитель Нарвского Энергопрофсоюза Владимир Алексеев.

- Владимир, господин Старцев не сказал самого главного: не окажутся ли все ваши планы относительно серьезных акций протеста, извините, "пшиком"? Власти сильно заинтересованы, чтобы люди выпустили пар. Не думаете, что профсоюзы Северо-Востока могут стать таким клапаном для выхода излишка пара?

- Я уже сто раз приводил высказывание наших западных коллег: "Кто борется, может проиграть, кто не вступил в борьбу — уже проиграл". Народ, рабочие настроены по-разному. Некоторые, очень даже радикально.

- Владимир, а не получится ли так, что вы поднимаете "на бунт" русских, а коренное население вас не поддержит, промолчит. Вот снова и обвинят вас в организации "русского бунта"?

- Так ведь и среди русских, и среди эстонцев есть разные люди. Мы хотим освободиться от комплекса "русского Ида-Вирумаа". Помните, в прежние времена кричали: мол, опять этот Ида-Вирумаа прет против Эстонии. Не тот, извините, случай! Люди все разные, но несут тяготы сегодняшней жизни все одинаково. И, думаю, нас поддержат люди во всех регионах Эстонии. И эстонцам, и неэстонцам — всем одинаково тяжело.

- Лично вы не боитесь, что все это может закончиться серьезными преследованиями?

- Не боюсь, мне в своем возрасте уже нечего бояться. Кроме простатита с вытекающими из него последствиями…

Поделиться
Комментарии