ФОТО: Тюрьма Брейвика — в 500 метрах от места, где он учился стрелять
Брейвик, в свою очередь, ждет суда в тюрьме "Ила" — на расстоянии всего 500 метров от того места, где он учился стрелять.
Предлагаем вашему вниманию интервью с норвежским журналистом об истории Брейвика.
– Сразу после терактов вы разговаривали с лицами, связанными с этими событиями, проводили расследование. Какой образ Брейвика создался у вас?
– Он — как волк-одиночка — по крайней мере, так думаешь. Но в то же время у него были широкие связи по интернету с людьми, чей образ мыслей такой же. У меня и моих коллег создалось впечатление, что последние 6 лет он себя изолировал. Брейвик общался только с несколькими близкими друзьями. Мы пытались с ними связаться, но они не захотели разговаривать.
– Брейвик тренировался в оружейном клубе в Осло. Охотно ли говорили об этом представители клуба?
– Нет, довольно неохотно. Уже в первый день мы пытались им звонить, но никто не хотел говорить. Через некоторое время мы попробовали снова. Они были довольно замкнуты. Клуб прекратил часть своей деятельности, и с ними невозможно было связаться. Только некоторое время назад они объявили такую информацию: "Мы оценивали его как нормального парня, он нами воспользовался". Кажется, Брейвик был очень циничным во всем, что делал. Похоже, что он старался ни у кого не вызывать подозрений.
– Как я понимаю, Брейвик посещал оружейный клуб, чтобы получить разрешение на оружие. Ему не удалось купить оружие нелегально за границей?
– Он сам писал, что пытался купить оружие в Праге, но ему не удалось. Поэтому надо было получить его законным путем. Для этого в Норвегии надо быть членом оружейного клуба, закончить специальные курсы, выполнить определенные процедуры, тренироваться. Надо активно участвовать в деятельности клуба около полугода. Только тогда можно просить лицензию на оружие. А когда получаешь лицензию, клуб больше ничего не может сделать. Дальше полиция контролирует людей, имеющих лицензии. И этот контроль не очень активный.
–А сейчас Брейвик сидит в тюрьме рядом с местом тренировок по стрельбе?
– Да, около 500 метров. Это совпадение. У нас есть два места заключения с усиленной охраной. (…) Но одно из них — довольно близко от острова Утойя (место, где Брейвик убил 69 человек — DELFI). Поэтому было решено содержать Брейвика в тюрьме "Ила". Так что это просто совпадение, что он оказался в этом месте. Маленькая у нас страна.
– Пытались ли вы связаться с бывшими учителями, одноклассниками Брейвика?
– Я разговаривал с одним одноклассником, мои коллеги — с другими. Они все были очень удивлены. Говорили, что в юности он был нормальным парнем. У него были друзья среди мусульман. Брейвик вырос в Западном Осло — это богатая часть города. Здесь мало иммигрантов и мусульман. Но в его классе было несколько мусульман, с одним он дружил. Мы с ним связались, но он отказался общаться с журналистами.
Позже Брейвик посещал Торговую школу в Осло. Она считается элитной. Он сам из привилегированной семьи, отец работал дипломатом.
– Утверждается, что Брейвик был под воздействием стероидов, когда стрелял на острове Утойя.
– Да, похоже, что он был под воздействием стимулирующих веществ. Мы разговаривали с экспертами, которые утверждали, что под их воздействием Брейвик мог чувствовать себя сверхчеловеком, испытывать меньший страх и лучше переносить боль.
– Где жил Брейвик в последние годы?
Он жил с матерью в Осло. У Брейвика были финансовые проблемы, поэтому он вынужден был переселиться к матери. В мае этого года он поселился на ферме.
Вчера я был в этом месте. Могу сказать, что место очень подходит для такой деятельности, если хочешь уединения. Это недалеко от Осло, около двух часов пути. Ближайшие соседи — на расстоянии нескольких сот метров.
Владелец фермы сейчас находится в тюрьме за попытку выращивать коноплю. Именно для этого он и купил эту ферму.
Брейвик снял эту ферму, когда нашел ее через систему поиска. Он не знал владельца. Последний утверждал, что его ферма снова оказалась в поле зрения СМИ, и угрожал судами, если мы опубликуем фотографии. Но это очень важная история.
– Владелец фермы все еще находится в тюрьме?
– Да, он должен пребывать там еще 3-4 года. Сидит уже не первый год.