Есть в распорядке деятельности Рийгикогу несколько мероприятий, которые позволяют вести дискуссию в достаточно свободной форме. Одно из них так и называется — "свободный микрофон", который назначен на понедельник. Но им уже давно почти не пользуются. То ли потому, что понедельник — день тяжелый, и депутаты спешат по другим делам. То ли потому, что высказывать свои соображения коллегам по парламентскому цеху при необходимости можно и в курилке.

А вот по средам довольно активно проходит инфочас правительства в парламенте, когда депутаты могут расспросить министров о проблемах, которые волнуют народных избранников. Иногда эти вопросы звучат достаточно необычно.

Так, в прошедшую среду оппозиционный депутат Хеймар Ленк обратился к премьер-министру Андрусу Ансипу с вопросом о "тиграх, рысях и зайцах". Депутат пояснил, что к зоологии его вопрос имеет косвенное отношение. Он имел в виду политические реалии Эстонии. Фамилия президента Эстонии в переводе с эстонского — Рысь, фамилия министра культуры — Заяц, а теперь к государственной символике (трем львам на гербе Эстонии) можно добавить, по мнению депутата, еще и "северного тигра", предложенного Ансипом по аналогии с быстро развивающимися экономиками "азиатских тигров", таких как Южная Корея или Сингапур.

Однако насчет выживаемости тигров в наших северных условиях у депутата Хеймара Ленка возникли большие сомнения. Вот он и попросил рассказать Ансипа поподробнее: как он собирается обеспечивать выживание этого экзотического животного в условиях Эстонии.

Премьер объяснил, что эстонский тигр — самый прыгучий в Северных странах, если смотреть на рост экономики за последние десять лет. А еще у нас успешно идет реформа образования, которая и есть гарантия дальнейшего триумфального роста всего и вся.

Но тут депутат заспорил с главой правительства, и обратился к темным полосам на шкуре эстонского тигра. Он напомнил, что, даже согласно официальной статистике, в Эстонии самый высокий в Европе уровень наркомании, страна также в первых рядах по уровню потребления алкоголя, авариям на дорогах, разводам, насилию по отношению к женщинам в семьях, не говоря уже о катастрофическом уровне безработицы. Вдобавок к этой "картине маслом" он назвал одни из самых низких в Евросоюзе пенсии и уровень финансирования здравоохранения.

Обмен любезностями между правящей коалицией и оппозицией в парламенте — дело обычное и вполне привычное. Но корни проблемы гораздо глубже. И вопрос, в принципе, стоит так: бюджет для народа, или народ для бюджета? Правительство показывает красивые цифры государственного бюджета брюссельским бюрократам, и те одобрительно кивают головами. Цифры действительно красивые. Но за ними бесконечные сокращения социальных программ и тысячи людей, потерявших всякий источник доходов.

Правительство с гордостью подчеркивает отличие здоровой (по крайней мере на бумаге) экономики Эстонии от Греции, с ее огромным бюджетным дефицитом и угрозой дефолта. Но какой ценой достигается имидж "примерного мальчика" Евросоюза — об этом скромно умалчивает. Напрашивается аналогия с подростком, только что получившим водительские права, и конструирующим автомобиль своей мечты из старого БМВ. Побольше мощности двигателя, и никакой подушки безопасности (в виде хотя бы минимальных социальных гарантий) — это чудо-автомобиль, который мастерит Ансип.

Между тем, помимо отчетных цифр бюджета есть еще и такое понятие как качество жизни. Это интегрированная совокупность многих показателей, среди которых здоровье госбюджета занимает отнюдь не первое место. Деятели правительства постоянно ссылаются на ту же Грецию как на негативный пример. Но, узнав, что греческие пенсионеры получают по полторы тысячи евро в месяц, эстонские пенсионеры, я думаю, сильно расстроятся.

Сравнения Эстонии со Скандинавскими странами, проводимые Ансипом, звучат и вовсе смехотворно. Без согласия профсоюзов правительства в Скандинавии шагу ступить не могут. Любые поползновения на урезание социальной составляющей бюджета для тамошних правительств смерти подобны. У нас правительство на такие "социалистические штучки" как права трудящихся просто не обращает внимания.

У тигров, как известно, на шкуре чередуются темные и светлые полосы. Прямо как в жизни любого человека. Для многих в нашей стране сейчас нелегкие времена. Удивительно, что некоторые люди, непосредственно ответственные за развитие страны, уверены, что все идет как нельзя лучше только потому, что в Эстонии народ стерпит все, лишь бы стране разрешили ввести у себя в оборот общеевропейскую валюту евро.

Демагогия, приобретенная, видимо, еще в советские времена в партийной школе, у премьера уже зашкаливает за все разумные пределы. Невозмутимо парируя нападки оппонентов, он сыплет цифрами и так называемыми "фактами". Цифры и факты очень простые: он сравнивает нынешнюю ситуацию, положим, с 1991 годом. Абсолютно аналогично этот нехитрый трюк проделывала когда-то советская статистика и придворные брежневские историки, когда нужно было показать ужасы царского режима: они сравнивали советские показатели с годами, приходящимися на первую мировую войну.

Тут даже младшие партнеры по коалиции уже не выдерживают. Лидер Союза Отечества/Республики Март Лаар призвал реформиста Ансипа снять розовые очки, дабы увидеть, что сейчас Эстония больше похожа на отощавшую кошку, нежели на сытого тигра. Как говорится, дружба дружбой, а табачок врозь: выборы уже недалече, и никому не хочется "солидарно" отвечать за все художества последних лет. Но пока премьер держится стойко, и очки не снимает. Так что можно говорить о том, что Эстония стала родиной уникального животного: розового тигра.

Какое впечатление оставил у вас этот материал?

Позитивно
Удивительно
Информативно
Безразлично
Печально
Возмутительно
Поделиться
Комментарии