Чтоб кризис медом не казался...
Конечно, само по себе имя Михаила Хазина уже послужило достаточной рекламой, а к тому же обещана была публичная дискуссия, к которой привлекались профессор академии NORD Ивар Райг, члены Русского академического общества Эстонии и гости из Латвии. Неудивительно, что конференц-зал гостиницы «Олимпия» был переполнен. На встречу пришли не только люди общественно активные, которых интересует решительно все происходящее сегодня, но и предприниматели, которые время свое ценят и зря его терять не намерены. На мой взгляд, это говорит не только о действительно сложной ситуации, в которой оказались мы все, но и о высокой степени недоверия к мнению и прогнозам местных аналитиков. Предприниматели собрались в надежде услышать анализ реальной ситуации, однако этот аспект не был целью предложенной дискуссии, и поэтому часть аудитории в этих своих ожиданиях осталась предсказуемо разочарованной. Тем не менее на выступление председателя правления BLRT Grupp именно эта часть аудитории отреагировала серьезно и в достаточной степени полемически – в кулуарах обсуждали, что некоторые меры по смягчению кризиса, которые обсуждаются специалистами, как, например, девальвация местной валюты, хороши для экспортеров, но губительны для фирм, работающих на местном рынке.
И еще один момент оказался весьма примечательным: когда профессор Ивар Райг сказал о «наших надежных шведских банках», в зале раздался общий смех. Скорее всего, это тоже говорит о царящей как в обществе в целом, так и в предпринимательской среде неуверенности – кто сегодня может сказать точно, хорошо это или плохо, что банки Эстонии ей не принадлежат? В своих оценках люди руководствуются пережитой практикой и твердым убеждением, что как только государственные мужи начинают уверять народ, что чего-то не случится, то оно случится обязательно. И каждый хочет подстелить соломки, только вот где и какой – каждый решает сам. В частности, ответ на этот вопрос искали и на встрече с политэкономом Михаилом Хазиным.
«Храните деньги в золоте»
— такой совет Михаил Хазин дал бы людям до 40 лет, то есть молодым семьям, у которых сегодня есть свободные средства, которые хотелось бы сохранить. Он специально оговорился, что ситуацию с финансами в Эстонии не знает, но – имеющие уши да услышат! – считает, что в сегодняшних условиях сберегать и копить деньги бессмысленно, неважно в какой валюте. А что касается Эстонии, то, по его мнению, в дальнейшем эстонскую крону поглотит или переход на евро, или девальвация. И еще он посоветовал всем жителям Эстонии, и не только Эстонии, не метаться, а прежде чем предпринимать какие-то определенные шаги, наметить для себя план действий на перспективу. По его мнению, очень большая часть неправильных решений происходит оттого, что люди не в состоянии адекватно оценивать сложившуюся ситуацию.
Не исключено, что совет российского политэконома покупать золото, совпадающий с рекомендациями бывшего министра экономики, а ныне председателя обменного пунка валюты Меэлиса Атонена, окажется пророческим в нынешние непредсказуемые времена – ценность золота как финансового эквивалента никто не отменял. Кстати, именно 1971 год, когда США «отвязали» доллар от золотого эквивалента, Михаил Хазин считает вторым дефолтом американского доллара.
Долго ли закату длиться?
Собственно имя Михаила Хазина стало широко известно после выхода в 2003 году книги «Закат империи доллара и конец «Pax Americana», написанной им в соавторстве с Андреем Кобяковым, три экземпляра которой на встрече он подарил авторам лучших, на его взгляд, вопросов. Один из вопросов как раз и касался прогноза на длительность этого заката, учитывая то обстоятельство, что доллар – мировая резервная валюта. Михаил Хазин напомнил о двойственной функции доллара: как внутриамериканские деньги доллар останется, как бы его ни именовали в будущем. Прогноз российских экономистов о закате касался как раз функции доллара как мировой резервной валюты. Какие-либо временные рамки для этого процесса сейчас определить трудно.
Что же касается текущего кризиса, то, согласно созданной соавторами теории, он является кризисом накопленных долгов, то есть следствием либеральной инвестиционной модели. А либеральная инвестиционная модель родилась как ответ на кризис 70-х годов, который был кризисом избытка капитала – когда доллар отвязали от золотого эквивалента, грех было этой ситуацией не воспользоваться и не увеличить эмиссию американских денег. За счет этого был стимулирован совокупный спрос, и за счет кредитов, выдаваемых домохозяйствам, создан высокий уровень жизни в США. Но вечно жить в долг невозможно. Сегодняшний кризис знаменует собой крах этой существующей модели. И главный вопрос на сегодня, по мнению Михаила Хазина, – это по какому пути пойдет развитие мировой экономики после преодоления кризиса. Он считает очень тревожным сигналом, что никакой новой модели не предлагается и даже не обсуждаются варианты. Ясно, что выход из кризиса невозможен без оздоровления американской экономики, а для этого часть ее должна просто исчезнуть – в 2000 году это была примерно четверть, в нынешнем – примерно треть, если не больше.
— Это невероятно много! В Великую депрессию производство в США упало на треть, а потребление на 50%. Сейчас потребление может сократиться еще больше. Именно поэтому сегодня там делают все для того, чтобы не дать исчезнуть мощностям, созданным под растущий спрос: стимулируют банки, производство... И все равно через два-три года, а то и раньше, получат кризис еще больших масштабов.
Но кризис когда-нибудь кончится, кто сможет стать новыми лидерами развития?
— Нужно четко понимать, что все страны в существующей ситуации разделены на две группы. Первая группа – это страны, которые в результате распада существующей системы разделения труда потенциально могут стать ядрами некоей новой системы. И вторая — страны, которые в силу масштабов своих экономик этого сделать не смогут. Новыми лидерами, безусловно, могут стать США, в Европе — Германия и Франция как некий единый конгломерат, в Азии – Китай, Япония и Южная Корея. И так же четко нужно понимать, что в силу чисто экономических причин Евросоюз распадется, как и зона евро. Конечно, можно пытаться все сохранить, но объективную ситуацию это не изменит. Европа рассыпается на две экономические модели: для Северной (с центром Германия и Франция), где производятся товары с большой долей добавленной стоимости, пока выгоден сильный евро. Для Южной (все остальные) это категорически неприемлемо, и им в конце концов придется девальвировать свою национальную валюту. В условиях падения совокупного спроса экономики многих европейских стран не смогут существовать без дотаций, а дотаций не будет – американский рынок сегодня для европейских товаров существовать перестал, этих денег у Евросоюза нет. По этой причине я считаю, что Евросоюз ждет распад, который сменится новым объединением, но уже без консенсуса разных стран. Но это мы уже заходим очень далеко, — пояснил Михаил Хазин свою точку зрения.
Собственно, подробно с взглядами Михаила Хазина и его единомышленников можно ознакомиться на сайте www.worldcrisis.ru.
Зато войны пока не будет!
Не станет ли выходом из создавшейся ситуации большая война? – такой вопрос, естественно, тоже был задан. Ответ прозвучал утешительно:
— Вот здесь я не соглашусь: не вижу к этому поводов. Война и теракты – инструменты политики, средство для продажи своему населению той или иной идеи или модели развития. Свалить кризис сегодня не на кого – он уже начался. К тому же — кто ее будет сейчас вести? Назовите страну, которая сейчас готова к войне? Кстати, знаете, чья армия в Европе сегодня самая большая? Белорусская, и это объективная картина. Так что до того, как мир начнет выходить из кризиса, войны не будет — она никому не нужна. А вот когда мы начнем выходить из кризиса, то могут появиться разного рода конфликты. Но у меня есть тайная надежда, что человечество к тому моменту немножко поумнеет.