Коротко напомним ход событий. В мае 2007 года было возбуждено уголовное дело в отношении депутата Нарвского горсобрания
Александра Моисеева
, которого правоохранительные органы считают главным действующим лицом коррупционного скандала, связанного муниципальной недвижимостью и проведением конкурсов на госпоставки. 29 августа сего года Моисеев был арестован при попытке дать взятку в размере 100 тысяч крон руководителю отдела по борьбе с экономическими преступлениями Идаской префектуры
Евгению Федоренко,
и вероятно, ему придется провести под стражей не менее шести месяцев.

"Коллегами" Моисеева по незаконному бизнесу (финансовые махинации с госпоставками и муниципальной недвижимостью) были другие депутаты — бывший глава городского предприятия Narva Vesi AS (выведен из членов правления 04.09.2008 г.) Алексей Воронов, место нахождения которого полицией в настоящее время не установлено (имеющаяся у правоохранительных органов информация сейчас проверяется) и уже привлекавшийся к суду за финансовые махинации Федор Овсянников, который в настоящее время взял бразды правления городом в свои руки.

Аппетит растет во время еды

Политические и экономические интересы троицы простирались гораздо дальше пределов Нарвы и Нарва-Йыэсуу. Овсянников, впрочем, оказался более осторожным: его имя упоминают редко, хотя значимость вклада Овсянникова в "общее дело" от этого не уменьшается.

Александр Моисеев попытался распространить свое влияние не только на Нарва-Йыэсуу, но и на Вайвараскую волость, используя в качестве "парламентария" Анатолия Подволоцкого , нарвского бизнесмена, несколько лет назад судимого за хулиганство. По данным полиции, у Подволоцкого, получившего разрешение на ношение огнестрельного оружия, обнаружилась страсть размахивать пистолетом. На чем он и погорел. Один из потерпевших, которого Подволоцкий сначала ударил по лицу, а затем, чтобы не получить сдачи, припугнул стволом, возмутился и подал заявление в полицию. Замять дело не удалось, и Подволоцкий получил условное наказание.

Внедряться в Вайвара у депутатов имелись веские причины. Во-первых, всем троим принадлежат расположенные там земельные участки. Из неофициальных источников удалось узнать, что на имя Алексея Воронова зарегистрировано четыре участка, есть хутор и у Подволоцкого. Но больше всего землицы оказалось у Моисеева — свыше 20 гектаров. Впрочем, как предполагают депутаты Вайвараского волостного собрания, из опасения за собственную жизнь попросившие не называть их имен, владения Моисеева могут быть значительно обширнее, но часть их, вполне вероятно, оформлена на подставных лиц. Один из депутатов Нарвского горсобрания, Артур Пярноя , сказал, что как-то, года четыре назад, Моисеев сообщил, что он — хозяин всех полей вокруг парка в Лаагна и планирует приобрести и сам парк, но пока не может договориться с волостным старейшиной Вейкко Лухалайдом. Остается добавить, что в настоящее время со стороны шоссе видно объявление о продаже 49 гектаров, как минимум часть которых принадлежит Моисееву.

Земля эта — золотая, поскольку расположена вокруг мызы Лаагна, на территории которой находятся великолепный пруд и старинная липовая аллея. Сама мыза, принадлежащая волости, также давно привлекла внимание Моисеева. Анатолий Подволоцкий, рассказывают вайвараские депутаты, сначала подрулил с предложением продать мызу к старейшине Вейкко Лухалайду, который наотрез отказал визитеру. Тогда последовали угрозы снять Лухалайда с должности "через министра внутренних дел Маргуса Лейво", когда же и это не подействовало, Подволоцкий стал угрожать старейшине физической расправой, заявив, что скоро "ночи будут темными и длинными"…

Вейкко Лухалайд на просьбу "ДД" рассказать эту историю подробнее ответил, что да, такое было, но ему не хотелось бы вспоминать об этом. И добавил: "После угроз мне пришлось указать Подволоцкому на дверь. Через 10 минут он позвонил мне и заявил, что слегка погорячился. Я по этому поводу имел разговор с несколькими офицерами Полиции безопасности…" Остается добавить, что после того как Анатолию Подволоцкому не удалось уломать старейшину, он взялся за депутатов, но тоже потерпел фиаско. А затем решил провернуть задуманное через старосту одной деревни… Здесь его опять постигла неудача.

Как оформили бы сделку купли-продажи старинной мызы, неизвестно. Возможно, опять по цепочке, как, например, один из участков земли в деревне Рийгикюла, который, по словам вайвараских депутатов, сначала купил кто-то из семьи Подволоцких, затем участок продали Моисееву, а тот — своему другу Станиславу Сорокину , экс-руководителю SEB Ühispank в Нарве. На имя Сорокина записан и хутор Моисеева, о котором пойдет речь ниже, а в роскошной нарвской квартире Моисеева живут вице-мэр Софья Хомякова и ее спутник жизни — советник мэра Вадим Орлов. Иными словами, Моисеев, опасаясь ареста имущества, еще до того, как его накрыли по подозрению в даче взятки офицеру полиции, начал скидывать недвижимость. Великие политики

Вайвараская волость богата помимо земли и другими интересными объектами и проектами, которые могут нести золотые яйца: кладбищем, расположенным вблизи Нарвы, пограничным мостом, который надо реновировать, и, наконец, многообещающими проектами строительства велотрассы и нового шоссе. Чтобы прочно обосноваться в ней, Моисееву со товарищи необходимо было укрепить волостное собрание своими ставленниками.

Народный союз, под офис которого в Нарве Анатолий Подволоцкий отдал контору своей фирмы на улице Пушкина, три года назад выставил в волости список своих кандидатов в депутаты. Закон о прописке, без которой, как известно, баллотироваться в собрание запрещено, соблюли: купили квартиру в Лаагна и зарегистрировали в ней тех, кто значился в списке. "Да, было такое, — подтверждает старейшина Вайвара. — Но в собрание из восьми человек прошли только пятеро — Лийна Семенкова, Вероника Деревцова, Александр Мельников, Владимир Каштан и Калев Яласто из Йыгев а". Надо заметить, что последний — лучший друг Подволоцкого. Крепкой оппозиции не получилось, и эти депутаты со временем вышли из состава собрания по собственной инициативе.

О жадности и щедрости

Нарва-Йыэсуу, естественно, тоже не мог не попасть в сферу интересов нарвских депутатов. Алексей Воронов построил там дом. Вся закавыка в том, что разрешение на строительство дома он получил, но не согласовал сам факт застройки участка с владельцем земли — государством. Мэр города Андрес Ноормяги сказал, что недавно мэрия послала запрос в Земельный департамент, чтобы уточнить, как дальше быть с этим участком: "Я ничего пока не могу сказать. Может быть, отсутствие у нас согласования — техническая ошибка департамента. То есть, документы в порядке, но до нас просто не дошли. Если нет, то вопрос может быть решен двояко: либо потребуют снести дом, либо узаконят постройку". По мнению одного нарвского депутата, Воронов просто пожадничал, не подмазав где надо за согласие на застройку.

Моисеев, в отличие от Воронова, более предусмотрителен и щедр. За счет чего  — при его не столь высоких официальных доходах, — остается только догадываться. Любитель старинных гравюр, он не пожалел подарить одну из них высшему полицейскому чину, чтобы прикрыть свои тылы. Кроме того, он, приехав в начале 90-х годов в Нарву, в течение нескольких лет терпеливо собирал коалицию, а собрав, стал щедро раздавать должности. В списке верных ему людей называют имена председателя Нарвского горсобрания Михаила Стальнухина (с 8 сентября срочно ушел в отпуск), рьяно защищающего имя Моисеева, а также мэра Тармо Таммисте , которого нарвитяне называют "карманным" мэром. Далее по значимости следует вице-мэр Софья Хомякова , ее гражданский муж Вадим Орлов (владелец нескольких фирм, в том числе и тех, которые известны нарвитянам под общим названием "Орлиное гнездо" на Вакзали, 19. По имеющейся у "ДД" информации, через некоторые из этих фирм "осваивались" деньги по европроектам и получались солидные откаты), экс-руководитель отдела городского хозяйства Аркадий Николаев , который попал на несколько суток под арест и сейчас отстранен от должности. И, наконец, Андрус Тамм , глава автобусного предприятия Bussiveod. Таммисте и Тамма Александр Моисеев перетащил в Нарву из Тарту.

Автобусная история

Андрус Тамм достоин отдельного упоминания в связи с историей о проездных билетах для пенсионеров. По словам Андреса Ноормяги , мэра Нарва-Йыэсуу, горуправа в течение последних полутора лет раз в полгода подает Тамму список людей, имеющих право на льготный проезд: "Это дает Bussiveod преимущество перед другими автобусными фирмами. В первом полугодии этого года мы заплатили им за 10 тысяч билетов со скидкой в 1 крону 112,2 тысячи крон. Пару недель назад я отправился к Тамму, чтобы решить вопрос о втором полугодии, и с удивлением услышал, что такая система скидок для пенсионеров больше неприемлема. Некоторые депутаты Нарвского горсобрания якобы обижены на то, что не получают талоны на бесплатную парковку автомобилей. Я не понимаю, как между собой связаны за "живые" деньги купленные билеты для пенсионеров и бесплатная парковка для чиновников и политиков".

"Эта тема,  — добавил Ноормяги, — для нас не нова. Дело в том, что с ходатайством о бесплатной стоянке к нам обращались Софья Хомякова, пояснившая, что она ездит в Нарва-Йыэсуу по служебным вопросам, и Алексей Воронов". Помимо Воронова и Хомяковой, Narva Vesi AS также подало ходатайство о выделении талонов практически на всех работников предприятия! Эти ходатайства, по словам Ноормяги, не были удовлетворены: "Для имеющих недвижимость и так имеется льгота — 500 крон в год или 170 крон в месяц. Даже местные у нас платят по 50 крон в сезон, а бесплатная парковка предусмотрена только для общественного транспорта и машин аварийных служб". В общем, Нарва-Йыэсуу и фирма Bussiveod не нашли общего языка.

И перекрытая пограничная дорога

О том, сколько и где у Александра Моисеева имеется недвижимости, купленной на нажитые, как говорил дантист Шпак, непосильным трудом денежки, уже не раз писалось в прессе, но вот хутор в Нарва-Йыэсуу, переписанный ныне на Станислава Сорокина, как-то не особо упоминался. А ведь это своего рода архитектурный шедевр. Хутор, обнесенный стеклянным забором, состоит из нескольких добротных построек, крыша жилого дома крыта соломой (один из самых дорогостоящих видов покрытия), а во дворе красуется великолепный образчик ландшафтного дизайна — скандинавская ладья).

Хутор перекрыл старую дорогу около воды, по которой раньше ходил пеший пограничный патруль. Уже то, что Моисеев самовольно перекрыл дорогу в погранзоне, вызывает по меньшей мере удивление. Две калитки, которые должны обеспечивать свободный проход патрулей, прочно заперты изнутри. Пресс-секретарь Северо-Восточного пограничного региона Валерий Кивисельг прокомментировал данную ситуацию странно: "Да, по закону владелец недвижимости обязан создать условия для беспрепятственного движения пограничников, но, к нашему счастью, около воды имеется небольшая полоска суши, по которой можно пройти и, кроме того, в этом районе имеется другой путь, поэтому претензий к Моисееву мы не имеем".

Однако, и судьба Моисеева тому свидетельством, кое-кого на Северо-Востоке щупальца нарвского спрута все-таки вывели из терпения.

Поделиться
Комментарии