Напомним, что ЭЖД была приватизирована в 2001 году, когда у власти находилось возглавляемое Мартом Лааром правительство, в состав которого входили Союз Отечества, Партия реформ и социал-демократы. Эта приватизация запомнилась многочисленными скандалами, наиболее громкими из которых была попытка продать стратегическое предприятие объявленному в международный розыск аферисту, а также сделанное неким сицилийцем предложение заплатить за ЭЖД 100 млн. долларов наличными, которые предлагалось принести непосредственно в рабочий кабинет уже упомянутого Лаара.

Помимо ошеломляющих фактов, которые стали достоянием общественности, за этой приватизацией до сих пор скрыто множество загадок. В частности, так и не получили подтверждения настойчивые слухи о том, что помимо выплаченных государству миллиарда крон покупатели ЭЖД пополнили не только кассы причастных к приватизации партий, но и личные кошельки отдельно взятых политиков. Впрочем, подтверждения этой информации никто и не искал.

Приватизация железной дороги, которая только через транзит обеспечивает до 15 процентов валового внутреннего продукта нашей страны, была проведена вопреки многочисленным советам специалистов, среди которых были и ученые Академии наук Эстонии, и специалисты-практики. Время подтвердило, что советы сохранить ЭЖД в собственности государства были более чем правильными.

За пять лет американские "инвесторы" совместно с их эстонскими подручными довели нашу железную дорогу буквально "до ручки": закупленные в той же Америке тяжелые локомотивы вконец раздолбали железнодорожные пути, восстановлением которых никто не занимался, поскольку заработанные предприятием средства выводились из страны под видом прибыли. Одновременно с этим неуклюжая ценовая политика привела к тому, что значительная часть грузов теперь перевозится не через Эстонию, а через соседние Латвию и Литву.

Накануне министру экономики и коммуникаций Эдгару Сависаару пришлось исправлять допущенные его предшественниками ошибки. А за ошибки, как известно, приходится платить. В данном случае — по 1000 крон с каждого жителя нашей страны, поскольку разница между уплаченной американцами за железную дорогу ценой и суммой, которую они получили от государства, составляет почти полтора миллиарда.

Дорого. Но, как признают специалисты, национализация железной дороги была единственным выходом в создавшейся ситуации, поскольку предприятие не сумело бы пережить еще нескольких лет американского "хозяйствования". Полтора миллиарда крон — такова цена, которую пришлось заплатить за сохранение целой отрасли экономики, которая обеспечивает работой десятки тысяч людей и способна ежегодно пополнять государственный бюджет миллиардами крон.

Поделиться
Комментарии