Поводом для публикации можно считать еще один вопиющий случай. В окрестностях Таллинна в Пыллкюла огонь полностью уничтожил дом. Пожарные прибыли на место примерно через час после того, как к диспетчеру поступил сигнал, и им ничего другого не оставалось, как залить водой головешки. Винить их в этом не приходится. В Пыллкюла пожарные приехали после того, как потушили два охваченных огнем дома в Рийзипере. Можно только догадываться, сколько деревянных домов сгорели бы из-за бессилия спасательных служб, если бы люди сами не отстояли их от огня.


Кто-то готовит себе делянку

Пожарные депо охвачены слухами: тихое вымирание спасательной службы — это не что иное, как подготовка тихой сапой приватизации. Правда, вице-канцлер Министерства внутренних дел Калев Тимберг не подтвердил эти слухи, по крайней мере, в полном объеме (см. комментарий).

За последние 15 лет можно вспомнить немало случаев, когда предприятие, чтобы была возможность купить его по дешевке, доводилось до банкротства. А потом причастные к этому люди разводили руками: что поделаешь, нужен хороший хозяин, раз государство плохо хозяйствует. Ничем другим невозможно объяснить тот факт, что государство позволяет своим гражданам безрезультатно взывать по телефону о помощи. И это в то время, как спасатели и пожарные уезжают, главным образом в Финляндию, где они зарабатывают до 25 тыс. крон "чистыми", да еще имеют всевозможные льготы и гораздо меньшую, чем на родине, нагрузку. Финляндское государство должно быть благодарно за это эстонским налогоплательщикам. Ведь готовят спасателей на наши деньги.

Может, и впрямь открыть в наших больших городах частные пожарные депо для населения, ведь есть же у нас частнопрактикующие врачи к услугам нуворишей. В то время, когда дорога каждая секунда, а на государственных пожарников нельзя положиться — поди знай, вдруг они в другом месте пожар тушат, вполне можно вызвать, к примеру, пожарных фирмы Falck.


Falck, как пионер, всегда готов

Урмас Пийр, возглавляющий Falck Paaste — одно из подразделений Falck Eesti, не отрицает, что его служба готова прийти на помощь государству. В то же время он считает, что приватизация государственной спасательной службы не самый эффективный путь. В ситуации, когда спасательные подразделения испытывают нехватку кадров и финансов, изменение формы собственности, по мнению Пийра, ничего не изменит.

"Поскольку предприятия в Эстонии не платят подоходный налог, логично было бы преложить, чтобы они определенным образом поддержали спасательную службу", — считает Пийр. Рациональное зерно в том, чтобы такие крупные предприятия, как Нарвские электростанции, порты Мууга, Силламяэ и Палдиски, Таллиннский аэропорт и некоторые другие позаботились о собственной спасательной службе. Объединение со спасательными структурами Falck, как делается это, например, в аэропортах Швеции, помогло бы удержать расходы этих служб на низком уровне.

"Частная структура могла бы быть равным партнером единой государственной спасательной структуры", — считает руководитель Falck Paaste, полагая, что если крупные предприятия сами позаботятся о собственной безопасности, у существующей на средства налогоплательщиков спасательной службы будет больше времени и средств защищать население.


Попытки были, но не вышло В связи с этим возникает один вопрос: насколько передача спасательных служб крупных, в большинстве своем государственных предприятий в частные руки поможет повысить нашу общую безопасность. На этих предприятиях, где действует отлаженный порядок, тоже иногда случаются ЧП, но по сравнению с обычными пожарами их число — капля в море.

Как признает Пийр, вообще-то Falck уже давно пытается пробиться в сферу спасательных услуг. В 1998 году фирма пыталась предложить пожарно-спасательные услуги в действующем в порту Мууга депо. Против этого резко выступили политики, и предложение не было поддержано. В 2000 году фирма пыталась оказывать спасательные услуги на Нарвских электростанциях, но пробиться в сферу действия государственной спасательной службы не смогла. Также безуспешно закончилась в 2004 году попытка Falck предложить по примеру скандинавских аэропортов спасательные и охранные услуги Таллиннскому аэропорту.

Существует предположение, что все эти попытки сорвались из-за опасения, что будет задействована т.н. датская модель, т.е. что спасательные подразделения со временем будут приватизированы Falck. В большинстве муниципалитетов Дании, где расположена головная контора этой фирмы, Falck заключил с местными органами власти договоры об оказании спасательных услуг.


Добровольцы, вперед Как считает Игорь Вольке, многие годы проработавший советником в Спасательном департаменте, приватизация спасательных служб — это не выход из положения. 17 мая в Вяэна состоится народное собрание, на котором Вольке выступит с предложением создать добровольное пожарное общество. Чтобы чувствовать себя в безопасности, такие общества, считает он, нужно опять создавать по всей стране. Местным самоуправлениям останется только позаботиться о том, чтобы предоставить пожарным обществам помещения, где они могли бы переодеваться и держать инвентарь.

По словам Вольке, первые три минуты после сообщения о пожаре — решающие. За короткий срок небольшой очаг возгорания выходит из-под контроля и перерастает в большой пожар. В США, например, главный показатель работы полиции не раскрываемость преступлений, как у нас, а прибытие полицейских на место события через три минуты после вызова. Быстрее всех на пожар, особенно на селе, прибывают именно добровольные пожарные. Сейчас в Спасательном департаменте в сельских условиях требуется прибыть на пожар в течение 15 минут после вызова. Но как показали события последнего месяца, это требование можно считать утопией.

Создание добровольных пожарных дружин, как считает Вольке, не потребует больших затрат: хватит гаража и джипа с прицепом, чтобы установить обычный автонасос. Неплохо бы еще позаботиться о спецобмундировании. В провинции наверняка найдутся желающие записаться в пожарные.


Там горит, а здесь — стриптиз

Возрождение добровольных пожарных обществ вовсе не означает, что Вольке призывает упразднить государственную спасательную службу. Цель добровольцев — выполнить первоочередную задачу борьбы с огнем. Пожарные общества нужны не только на селе, но и в пригородах. На протяжении всей истории пожарного дела в Эстонии, если не считать последние 10-15 лет, первыми на пожар подоспевали добровольцы, а уж потом профессиональные пожарные.

Таллиннское пожарное общество — одно из немногих сохранившихся по сей день добровольных пожарных обществ. Но то, что происходит сегодня в "пожарке" на площади Виру, можно сказать, символизирует ситуацию, характерную для нашей спасательной службы. Чтобы выжить, пожарное общество вынуждено на потребу туристам сдавать помещения исторического здания в аренду водочному магазину, стриптиз-бару и прочим увеселительным заведениям.

По словам председателя пожарного общества Пеэтера Розенберга, всего 10-15 человек в соответствии с заключенным со Спасательным департаментом договором участвуют в тушении пожаров. Хотя в списке членов пожарного общества свыше 200 человек, в основном это ветераны, оркестранты и т.д. В распоряжении Таллиннского пожарного общества два стареньких ЗИЛа, которые доживают последние дни.


А ведь раньше все это было

Созданные в годы довоенной республики добровольные пожарные общества продолжали существовать и в советские годы, хотя их и пытались прикрыть в конце 1960-х годов. На сегодняшний день из 259 добровольных пожарных обществ, действовавших в Эстонии до восстановления независимости, почти все, за некоторым исключением, прекратили существование.


Комментарий

По словам вице-канцлера МВД Калева Тимберга, в Дании, единственной, насколько известно, стране исторически сложилось так, что тушением пожаров занимается Falck. Однако и в Дании ситуация меняется, и власти всерьез подумывают о муниципализации пожарных услуг.

Государство, как отметил Тимберг, обязано гарантировать безопасность населения, и поэтому такого рода услуги не могут быть переданы в полном объеме частному сектору. По той простой причине, что задача частного сектора заключается в получении прибыли. Передача государственных функций частной фирме должна осуществляться через систему дотаций, и такая экономия для государства по сравнению с государственной спасательной службой сомнительна. "Не исключено, что в кризисные моменты отвечающая за спасательные работы частная фирма может счесть ситуацию опасной для себя и отказаться от своих обязанностей, особенно если ей покажется, что расходы превысят доходы", — сказал Тимберг. Конечно, в этом случае договор будет досрочно прекращен, но государство вправе оставить опасный регион и бросить людей на произвол судьбы.

"В случае опасности не исключаются и юридические вопросы. Например, распоряжения руководителя спасательных работ могут быть сопряжены с риском для жизни и здоровья людей. Кроме того, вопросы, связанные с имуществом, его порчей. Например, когда нужно выбить дверь, чтобы спасти чью-то жизнь. Такие распоряжения относятся к числу административных, и отдать их может только чиновник", — сказал Тимберг.

Министерство внутренних дел, по словам Тимберга, считает, что частные предприятия могут оказывать дополнительные услуги по охране опасных и крупных предприятий: электростанций, портов, шахт. Усилия в этом направлении приветствуются. В отношении конкретных объектов можно заключить конкретные же договоры, в которых оговорить все юридические тонкости.

Вопрос, собирается ли государство поддержать создание добровольных пожарных обществ, Тимберг оставил без ответа.

Поделиться
Комментарии