Закон накладывает на таких людей ограничения и вводит для них обязанность маркировать свои сообщения и отправлять в Минюст отчетность. За нарушение правил предусмотрена ответственность — административная и уголовная.

ЕСПЧ признал Россию виновной в нарушении права на свободу выражения, права на свободу собрания и права на частную и семейную жизнь из-за законодательства об „иностранных агентах“ (это статьи 10 и 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод).

Решение по делу, которое объединило десятки отдельных исков, было опубликовано на сайте суда 22 октября. Среди истцов — журналисты Юрий Дудь, Елизавета Осетинская, Сергей Смирнов, правозащитный центр „Мемориал“, политолог Екатерина Шульман, журналисты (в том числе бывшие) „Проекта“, „Дождя“, „Важных историй“ и The Insider (эти СМИ в России объявили нежелательными организациями, а также „иноагентами“).

Пострадавшим — как людям, так и организациям — суд постановил выплатить компенсацию материального и нематериального ущерба, а также судебные издержки. Сумма некоторых выплат еще не определена, но составит от 5 тыс. евро до 10 тыс.

Самая большая выплата из уже назначенных — 955 тыс. евро, компенсация материального ущерба „Радио Свобода“ (признано в России не только „иноагентом“, но и нежелательной организацией) и ее гендиректору Андрею Шарому.

Это первое решение по жалобам физических лиц, объявленных „иностранными агентами“.

В июне 2022 года ЕСПЧ вынес решение по массовым жалобам против России, которые подавали организации — НКО, признанные „иноагентами“. Учредителям и руководителям „Мемориала“, „Комитета против пыток“, Центра защиты прав СМИ и еще 70 организаций тогда была присуждена компенсация на сумму 1,14 млн евро.

Россия была исключена из Совета Европы в марте 2022 года — вскоре после вторжения в Украину. После этого Россия отказалась выполнять решения ЕСПЧ. В июне 2022 года был принят закон о неисполнении решений ЕСПЧ. Закон предусматривает, что российские власти отказываются исполнять все решения, вступившие в силу после 15 марта 2022 года.

Европейский суд решил, что обладает юрисдикцией на рассмотрение этих исков, так как Минюст вносил заявителей в реестр „иноагентов“ и штрафовал за нарушение закона до 16 сентября 2022 года, когда Россия перестала быть участницей Конвенции о защите прав человека.

Представитель ряда заявителей юрист Кирилл Коротеев в разговоре с Би-би-си обратил внимание на то, что ЕСПЧ в числе прочего рассмотрел и обновленное российское законодательство об „иноагентах“, то есть с поправками 2022 года.

„Суд полностью признал стигматизирующий характер термина „иноагент“ и подтвердил, что принуждение публиковать маркировку нарушает свободу слова. Отдельно суд подчеркнул, что закон „об иноагентах“ в отношении физических лиц не просто нарушает Конвенцию по защите прав человека, но он в принципе несовместим с конвенцией“, — считает Коротеев.

Кроме того, в решении ЕСПЧ говорится, что публикация персональных данных „иноагентов“ не служит ни одной правомерной цели, требование отчетности является непропорциональной мерой, а ограничения на работу необоснованы, перечислил юрист принципиальные выводы ЕСПЧ.

Коротеев также отметил, что судья Георгиос Сергидес в своем особом мнении подчеркнул важный аспект свободы слова — право не только на выражение мнения, но и право не выражать мнение, из которого следует запрет принуждать к высказываниям и публикации маркировки „иноагентов“.

ЕСПЧ, что не менее важно, объяснил, почему российский закон является дискриминационным, а его сравнения с законом об иностранных агентах в США — лукавые, написал журналист Дмитрий Колезев (его в России также объявили „иноагентом“).

Поделиться
Комментарии