Третья или Четвертая мировая война?

После относительно недолгого перерыва, наступившего после краха коммунистической системы, разговоры о грядущей или уже начавшейся Третьей мировой войне (некоторые, полагая что Холодная война и была Третьей мировой, называют ее Четвертой) возобновились с регулярной частотой.

После терактов 11 сентября 2001 г., тема Третьей Мировой войны удачно наложилась на модный в те времена тезис о столкновении цивилизаций, сформулированный одним из ведущих американских мыслителей Сэмюэлом Хантингтоном: противостояние между Западом и исламским миром. По мере того, как активность исламских террористов стала ослабевать, на роль главного противника в надвигающемся мировом конфликте политические аналитики назначили Китай, особенно после того как его лидером стал Си Цзиньпин, развернувший страну назад к марксизму.

На вопрос: предстоит ли Третья мировая война или она уже началась? – французский философ Бернар-Анри Леви смело отвечает: она уже давно идет!

Однако после начала путинской агрессии против Украины в феврале 2022 г. Россия вернула себе историческое место протагониста грядущей Третьей Мировой войны. Россия с ее огромным арсеналом атомного оружия, исторической репутацией „Империи зла“ и долгой традицией противостояния Западу идеально вписалась в эту роль. Последовавшая осенью прошлого года кровавая акция Хамаса, чьим патроном является Иран, который, в свою очередь, стал де-факто военным союзником России, и война в Газе лишь укрепили это впечатление. В воображении политических аналитиков уже живо вырисовывается устрашающий геополитический альянс: Хамас-Хезболла-Сирия-Иран-Россия-Беларусь-Северная Корея за которым зловеще маячит Китай. Наконец, пробуждение старушки-Европы, которая устами французского президента Эммануэля Макрона напомнила, что порох в пороховицах все еще есть, и проведение в ответ Россией на православную Пасху учений по отработке навыков применения нестратегического ядерного оружия стали теми смелыми мазками, которые завершили батальное полотно. На вопрос: предстоит ли Третья мировая война или она уже началась? – французский философ Бернар-Анри Леви смело отвечает: она уже давно идет!

Осмелюсь возразить уважаемому мэтру. Но для начала предлагаю определиться с тем, что такое Мировая война. Как следует из названия, в эту войну вовлечены страны всех обитаемых континентов планеты. Но одного этого фактора недостаточно (иначе и Семилетнюю войну пришлось бы зачислить в разряд мировых войн), ведь для того, чтобы истреблять миллионы себе подобных и быть готовым умереть нужна идея. Если вывести за скобки Первую мировую, которая по мнению некоторых историков была скорее аберрацией и ее вполне можно было избежать: ведь между противоборствующими странами не было непреодолимых противоречий, то Вторая мировая и Холодная войны были фсосуществовать на одной планете. В ходе Второй мировой войны столкнулись даже три несовместимые друг с другом идеологические системы: общество рыночной экономки и демократии, которое порой именуется капитализмом, людоедская идеология национал-социализма, также именуемая фашизмом, и не менее (а скорее - более) кровожадная коммунистическая идеология.

Российской элите нужны западные радости, а не российское могущество

В отличие от СССР, у сегодняшней России нет мощной прилекательной идеологии, каким было учение Маркса, а русско-православные духовные ценности никому за ее пределами и даром не нужны. Нынешняя Россия представляет из себя банальный вариант столь популярного в странах Третьего мира клептократического капитализма, распространенного от Гаити до Зимбабве. Идеологию ее элиты можно охарактеризовать словечком из блатного жаргона „понты“. Ее члены меряются друг с другом величиной земельных участков и вилл на Западе, а также яхт и частных самолетов, количеством и красотой дорогостоящих любовниц, престижностью частных школ и университетов, в которых учатся на Западе их дети и внуки, одним словом - они не готовы умирать за какие-нибудь „изьмы“ и способны пожертвовать многим ради сохранения своего статуса и образа жизни.

Как царствие Путина прекратится, российская элита дружно сделает внешнеполитический разворот на 180 градусов чтобы вернуть себе прежние радости жизни, которые доступны лишь на Западе.

Режимы этого типа могут прекрасно уживаться с демократическими странами Запада, как комфортно чувтвовал себя среди лидеров Большой Восьмерки Владимир Путин. Ему легко сходило с рук подавление независимых СМИ, убийство политических оппонентов как в России, так и на Западе, Чеченская война и даже нападение на Грузию в 2008 г. Его беззаботное существование в компании сильных мира сего продолжалось бы и по сей день, если бы он не стал жертвой собственных бредовых идей о возрождении имперского величия России. Начав первую с 1945 г. полномасштабную войну в Европе Путин поставил себя вне закона и никакая сила уже не сможет вернуть его в разряд рукопожатных мировых лидеров. Как только его царствие прекратится, российская элита дружно сделает внешнеполитический разворот на 180 градусов чтобы вернуть себе прежние радости жизни, которые доступны лишь на Западе.

Мне возразят, что прежде, чем отойти к праотцам, Путин может нажать на красную кнопку и прихватить с собой остальной мир. Ведь именно ядерное оружие в его руках дает основания для рассуждений об угрозе войны в мировых масштабах.

Для того, чтобы разобраться в этом, давайте обратимся к истории. До сих пор самым опасным моментом в истории ядерных угроз человечеству был Карибский кризис 1962 года, когда СССР и США были на грани полномасштабной атомной войны. Уже тогда, несмотря на все заверения, было ясно, что мирное сосуществование между этими двумя державами, представляющими взаимоисключающие идеологии, невозможно – одна из них рано или поздно должна исчезнуть. Но даже в тот момент Никита Хрущев и Джон Кеннеди не осмелились нажать на свои соответствующие кнопки. При этом все члены цепочки людей, находившихся между Кремлем и пусковой шахтой искренне верили в правое дело коммунизма и без колебания выполнили бы свою часть предписанной процедуры, в результате которой они и их близкие погибли бы.

Путин - фанатик, но Россия не готова к войне с НАТО

С тех пор прошло немало времени. Теперь Россия уже отнюдь не мировая сверхдержава, ее население и экономика равны примерно половине соответствующих показателей Советского Союза, больше нет Варшавского Договора, и лавины советских танков более не стоят наготове у Фульдского коридора, чтобы за несколько часов достичь Франкфурта-на-Майне. Никто больше не готов умереть ради торжества коммунизма во всем мире, да и состояние российского ядерного потенциала вызывает вопросы. Как сказал мне недавно в личной беседе бывший офицер Черноморского флота: „Не следует полагать, что у России большие проблемы только с флотом. Черноморский флот, как в капле воды, отражает состояние всех Вооруженных сил, и я уверен, что это касается и межконтинентальных ракет и стратегических бомбардировщиков, способных нести ядерные боезаряды“. Плачевный опыт российских вооруженных сил в войне с Украиной, заведомо более слабым противником, к тому же за 30 последних лет источенным изнутри коррупцией и российскими агентами, показывает, что Россия совершенно не готова к конвенциональной войне с вооруженными силами стран НАТО средней величины, скажем, Польши или Турции, не говоря уже о Мировой войне.

Но еще большие сомнения вызывает моральный дух сегодняшних россиян. Как показал поход Пригожина на Кремль, на расстоянии в почти 900 километров между Ростовом-на-Дону и Тулой не нашлось ни одного человека, который был бы готов с оружием в руках встать на пути мятежников, чтобы защитить Владимира Путина. Даже если Путин решится на столь безумный шаг и отдаст приказ о нанесении ядерного удара по целям на Западе, трудно вообразить себе, что каждый из дежурных офицеров, которым предстоит передать президентский приказ по цепочке на пусковую установку, атомную подводную лодку или стратегический бомбардировщик, согласится выполнить приказ и тем самым обречь на смерть себя и своих близких. Мне возразят, что десятки тысяч россиян добровольно идут на смерть в Украину, но ведь, во-первых, в бою всегда есть шанс выжить, которого не оставляет ядерная война, а во-вторых, родные и близкие погибшего продолжают жить и даже получают компенсацию.

Но почему мы вообще так уверены в том, что Путин может решиться на такой шаг? Он отнюдь не похож на самоубийцу, он явно не фанатик, готовый умереть за идею „русского мира“. Ведь мы же видели, как он держится за свою жизнь, и какие гротескные меры безопасности он принимает: достаточно вспомнить какой длины был стол между Путиным и Макроном, когда они встретились после окончания пандемии коронавируса, и какую дистанцию он поддерживал на встрече с семьями погибших на войне с Украиной.

Чтобы ответить на этот вопрос было бы уместным вспомнить нравы ленинградских подворотен, в которых сформировалась личность Путина. Для шпаны очень важно запугать очкарика в шляпе, убедив его в том, что агрессор неадекватен и может пойти на отчаянный шаг, пусть даже ценой существенного ущерба для себя самого. Как говорил персонаж, изображаемый Аркадием Райкиным: „Пущай четвертый раз пятнадцать суток отсижу, но я те брызну!“ Эта же логика явно просматривается за словами Путина, когда он говорил об эскалации угрозы ядерной войны: „Мы как мученики попадём в рай, а они просто сдохнут“. Разумеется, ни в какой рай Путин не спешит, иначе он бы не перестраивал свои роскошные чертоги под Сочи. Но ему важно убедить благополучный и пугливый Запад в том, что его надо бояться, что он „без тормозов“, что „ответ России будет незамедлительным и приведёт вас к таким последствиям, с которыми вы в своей истории ещё никогда не сталкивались. Мы готовы к любому развитию событий. Все необходимые в этой связи решения приняты.“

Должен признаться, что если бы ядерный арсенал, сопоставимый с тем, что есть у России, оказался в руках джихадистов, коммунистов первого поколения или у нацистов, фанатично верящих в то, что они проповедуют, то такая угроза была бы уже материализирована. Но в руках воров этот арсенал уподобляется пресловутому ножичку, которым много размахивают, но никогда не пускают в дело.

Путину удалось запугать Байдена

И, похоже, у Путина это неплохо получается. Ведь вместо того, чтобы предоставить Украине все необходимое оружие президент США, опасаясь эскалации напряженности, проявил преступную медлительность. Возьмем, для примера, реактивные системы залпового огня HIMARS, которые, кстати, были созданы именно для того, чтобы противостоять советской армии, и оказались абсолютно бесполезны в войнах, которые США вели против бородатых исламистов, гонявших по пустыне на джихадмобилях. Сначала Байден долго отказывался предоставить их Украине. Затем, после долгих унизительных мольб, он согласился, но дал мало и с органиченным радиусом действия.

Десятки тысяч украинцев погибли только потому, что западное оружие не было поставлено вовремя, в достаточном количестве и без ограничений на применение.

Год с лишним спустя Джозеф Байден, скрепя сердце, согласился дать Украине ATACMS, ракеты для HIMARS, которые летят значительно дальше, чем снаряды, что были предоставлены ранее, но при этом запретил применять их по российской территории, откуда русские лупят практически прямой наводкой по полуторамиллионному Харькову. Точно также Байден колебался, когда речь шла о поставках зенитно-ракетных комплексов Patriot, танков Abrahams, истребителей F-16 и многом другом. Напоминаю: десятки тысяч украинцев погибли только потому, что это оружие не было поставлено вовремя, в достаточном количестве и без ограничений на применение. А все потому, что президент США опасался „эскалации напряженности“, что в переводе означает: „не надо злить Путина, а то ведь он такой отчаянный, что может начать Третью мировую войну!“

А вот если бы Запад проявил решимость и вовремя дал Украине все то оружие, которое она просит, то война закончилась бы еще два года назад, десятки тысяч людей остались бы в живых, в Кремле сегодня находились бы совсем другие люди, а разговоры о Третьей мировой войне были бы надолго забыты.

* Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

* Редакция RusDelfi приглашает к сотрудничеству авторов, имеющих собственное мнение по политическим, экономическим, социальным и культурным вопросам. Пишите нам на адрес rus@delfi.ee с пометкой „в рубрику мнений“!

Поделиться
Комментарии