„Это было настоящее чудо!“ Парень, которому выстрелили в голову на берегу Чудского озера, остался жив
(19)*Преступление произошло в многолюдном месте, однако полиция не имеет представления о том, кто стрелял.
*Пуля по-прежнему остается в черепе, так как врачи не рискуют извлекать ее из мозга.
*Случившееся ставит вопрос: почему разрешена свободная продажа пневматического оружия.
Как пишет издание Eesti Ekspress, о 22-летнем молодом человеке, который до нынешнего понедельника находился на лечении в тартуской Маарьямыйзаской больнице, можно без преувеличения сказать, что ему улыбнулась самая большая удача и вместе с тем его постигла большая неудача.
„То, что он вообще выжил, можно считать чудом! Все врачи говорят, что это настоящее чудо!“ - сказала мать юноши, не скрывая слез радости и печали. Взяв себя в руки, женщина призналась, что все еще пребывает в шоке, хотя с того дня, когда все случилось, прошло уже полтора месяца.
„Чудо, что он остался жив!“ - сказала и прокурор, ведущая это дело.
В субботу, 22 июля, молодой человек, назовем его А., отдыхал на северном побережье Чудского озера. На расположившемся под соснами золотом песчаном пляже, который протянулся на несколько километров, находится принадлежащий Центру управления государственными лесами (RMK) палаточный городок Уускюла. Летними вечерами, особенно в выходные дни, это предназначенное для установки палаток место словно магнитом притягивает людей.
В палаточный городок Уускюла юноша и его возлюбленная приехали вместе с друзьями и знакомыми, чтобы отметить день рождения одной из девушек.
Незадолго до полуночи А. собирал ветки для костра, как вдруг упал, словно подкошенный, и остался лежать на земле.
„Мне показалось, что на голову что-то упало с дерева“, - сказал он корреспонденту Eesti Ekspress, который встретился с ним на днях.
Хотя в компании было восемь человек, очевидцем случившегося оказался только один парень. Он попытался привести А. в чувство, хлопал его по щекам, но это не помогло.
Никто из собравшихся не понимал, что случилось с их другом. Только что он стоял на ногах, шутил, а теперь лежит на земле без сознания.
Как сказала 18-летняя возлюбленная пострадавшего, друзья не сразу увидели, что из головы парня сочится кровь.
До приезда скорой помощи парня повернули на бок.
„Мне показалось, что на голову что-то упало с дерева“.
Всего десять минут потребовалось медикам, чтобы прибыть на место из Ийзаку. Пострадавшего доставили в Ида-Вирускую центральную больницу.
Там врачи обнаружили на затылке парня крошечную ранку. Проведенное обследование показало: кто-то выстрелил парню в голову. Небольшая пуля остановилась в двух миллиметрах от мозжечка, отдела головного мозга, отвечающего за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса.
В Лондоне часы показывали четыре часа утра, когда зазвонил телефон живущей там матери пострадавшего парня. Врач и работавший на скорой помощи приятель А. рассказали ей о случившемся.
Мама еще успела поговорить с сыном, который с трудом подбирал слова.
„Делай все, что они говорят, - попросила потрясенная мать и несколько раз повторила. - Я тебя люблю!“
И тогда, и сейчас больше всего пострадавший нуждается в любви и заботе.
А. ввели в искусственную кому и на реанимобиле доставили в Клинику Тартуского университета.
Никто не знал, выживет ли он. Мать предупредили, что она должна быть готова к худшему.
Никто ничего не видел, никто ничего не слышал
Как сказала прокурор Вируской окружной прокуратуры Лийна Пикма, полицейские прибыли на место происшествия, как только стало известно, что А. получил пулевое ранение.
„Поскольку поначалу подозревали, что произошел несчастный случай, полицию привлекли к расследованию через несколько часов, мы не смогли действовать по горячим следам, - пояснил руководитель полицейского участка Йыхви Андреас Клиймант. - В палаточном городке собралось несколько компаний, к тому моменту, когда приехала полиция, кто-то уже уехал, кто-то отправился спать, это осложнило выяснение обстоятельств случившегося“.
Никто (было опрошено более двух с половиной десятков человек) ничего не видел и не слышал выстрела.
Это вполне объяснимо. Молодой человек был ранен из пневматического оружия. В отличие от огнестрельного оружия при выстреле из пневматики нет вспышки и слышен негромкий хлопок.
Отличить звук выстрела из пневматического оружия от обычного шума и без того нелегко, а когда играет музыка, раздается шум веселья, сделать это практически невозможно, тем более, если стрелок действует под покровом ночи.
На территории палаточного городка RMK могут находиться все желающие, здесь никто не записывает их данные. То обстоятельство, что в месте установки палаток нет камер видеонаблюдения, вызвало возмущение матери пострадавшего парня. Прожив несколько лет в Великобритании, она привыкла к тому, что страна покрыта плотной сетью камер видеонаблюдения, записи с которых полиция использует при раскрытии преступлений.
Поскольку в Эстонии на первом месте стоит приватность, доподлинно неизвестно даже то, какие автомобили в тот вечер были припаркованы в Уускюла.
Впрочем, стрелявший мог передвигаться и на своих двоих.
„Наверное, это был какой-то выпивший человек“, - сказал А., размышляя о том, кто мог в него стрелять.
Дело темное
А. несколько лет жил на Западе, занимался недвижимостью, работал в фирме зятя, занимался покраской и дизайном домов. Этой зимой парень вернулся в Ида-Вирумаа, собирался открыть собственный бизнес. Он уже успел обрести первых клиентов, а вот врагов нажить не успел.
Девушка, с которой у А. начались отношения весной, тоже уверяет, что у него не было врагов.
Как рассказала мама пострадавшего юноши, у компании его друга возникли трения с подвыпившими парнями из Силламяэ. Друзья и знакомые А., уладив конфликт, перебрались в другое место.
Однако А. вообще не имел отношения к этому конфликту. В тот вечер он долго не мог решить, стоит ли вообще ехать на Чудское озеро, к компании друзей он и его девушка присоединились позже остальных участников.
Полицейские, осматривая место происшествия при свете дня, обратили внимание на то, что на стволах деревьев видны многочисленные отметины от пулек.
Через несколько дней после случившегося одна из девушек обнаружила на кузове своего автомобиля небольшие углубления, которые тоже могли оставить пули из пневматического оружия.
За два дня до происшествия в полицию поступило сообщение о том, что в районе Каукси был замечен автомобиль BMW темного цвета, из которого стреляли из какого-то оружия.
Как сказал пресс-секретарь прокуратуры Аллан Раявеэ, за два дня до происшествия в полицию поступило сообщение о том, что в районе Каукси был замечен подозрительный автомобиль BMW темного цвета, из которого стреляли из какого-то оружия. Кто был за рулем этого автомобиля, неизвестно.
По словам прокурора Лийны Пикма, одна из компаний, находившаяся в тот вечер в Уускюла, призналась, что у них было пневматическое оружие, но выстрелы из него производились в дневное время, около четырех-пяти часов пополудни. „Оружие было добровольно предоставлено для осмотра. С пострадавшим члены этой компании не пересекались“, - сказала прокурор.
О стрельбе на берегу Чудского озера Eesti Ekspress стало известно еще в июле. Вскоре поползли слухи. Особенно активно они распространялись в Ида-Вирумаа и в русскоязычных социальных сетях. Тогда полиция не комментировала случившееся в надежде, что молчание будет способствовать расследованию. Эта надежда не оправдалась.
Расследование осложняется еще и тем, что в отношении пневматического оружия невозможно провести обычную баллистическую экспертизу. В отличие от огнестрельного оружия — пистолетов, револьверов и винтовок — пневматическое оружие не оставляет на пулях характерных следов.
Есть еще одно немаловажное обстоятельство: в этом преступлении отсутствует сравнительная база. Пуля, которой был ранен юноша, по-прежнему остается в мозгу. Никто не решается извлечь ее оттуда.
Проблемы со здоровьем
В тот же день мама пострадавшего юноши вместе с дочерью и зятем вылетела в Эстонию.
Оставив работу в престижной фирме, все дни она проводила рядом с сыном.
„Сын находился в отделении интенсивной терапии 34 дня, — сказала женщина. — Мы бесконечно благодарны Симмо Сависаару, Мартину Кеба, Мартину Падару, Кадри Рыйвасепп, Лийс Ноорметс, Керли Уба и всем остальным врачам и медсестрам. У них фантастическая команда. Они сотворили чудо!“
В тартуской клинике юношу подключили к различной медицинской аппаратуре, включая аппарат искусственного дыхания.
Жизнь пострадавшего еще несколько раз оказывалась под угрозой. С проникшей в мозг пулей была связана опасность инфицирования. Врачи быстро обнаружили бактерию, вызывающую менингит.
Затем образовался тромб.
Юноша перенес двустороннее воспаление легких.
Но главное, что молодой организм выдержал все испытания.
Мама юноши продолжала за него молиться, посещала церковь, четыре раза ездила в Куремяэ в монастырь. За парня молились многочисленные друзья и знакомые в Англии, Франции, Израиле, Канаде...
Рядом с пострадавшим юношей постоянно находились не только мама, но и его девушка, сестра и зять-англичанин, взявший на себя расходы, связанные с переездом в Тарту.
Никто из них не знал, что принесет с собой очередной день.
По словам парня, он отлично помнит все, что происходило в ту июльскую ночь, как что-то ударило его по голове, как закрылись двери машины скорой помощи, как ему делали рентген. Но дальнейшие события в памяти не отложились.
Еще во время пребывания в больнице, когда он был подключен к аппаратуре, сотрудники клиники вывозили его в больничный двор. А затем учили заново ходить, опираясь на ролятор (ходунки на колесах).
Никто не проверяет подноготную покупателя: он просто фанат оружия или связан с криминалом. Никто не заносит в регистр имена тех, кто приобретает пневматику.
„Физиотерапевт в больнице просто божественный“, — сказала со вздохом мама пострадавшего.
По словам юноши, левая половина его тела работает плохо, он прихрамывает на левую ногу, тренируя пальцы, медленно сжимает в кулак левую руку.
„Голова ужасно болит“, — признался он. Ему приходится постоянно принимать сильные болеутоляющие препараты.
Если хватит смелости, признайся!
В понедельник А. перевели в реабилитационное отделение. На вторник запланирован допрос потерпевшего.
Прислушавшись к рекомендации прокуратуры, семья наняла адвоката, интересы пострадавшего будет представлять адвокат Андрей Свищ из бюро Rask.
Государственный обвинитель Лийна Пикма призывает всех людей, которые ночью 22 июля слышали в Уускюла выстрел, видели что-то подозрительное или до кого дошли слухи о том, как обстояло дело, связаться с полицией. Было бы правильным, если бы стрелявший сам сообщил о себе, это будет учтено при вынесении наказания.
Мать юноши очень надеется, что стрелявший понесет заслуженное наказание.
Уголовное дело было возбуждено по статье Пенитенциарного кодекса „Применение физического насилия“. Как сказала прокурор, скорее всего, статья будет переквалифицирована в „Нанесение тяжкого вреда здоровью“, за это деяние предусмотрено наказание виде лишения свободы на срок от четырех до 12 лет.
Почему пневматическое оружие общедоступно?
Говоря о случившемся, и мать пострадавшего юноши, и прокурор обратили внимание на существующую в нашем обществе большую проблему. Пневматическое оружие в отличие от огнестрельного может приобретаться свободно. Оно продается не только в охотничьих, но и, например, в строительных магазинах. „Даже несовершеннолетний может купить пневматическое оружие. Иные подростки в 16–17 лет выглядят совсем взрослыми, — сказала прокурор Пикма. — Никто не проверяет подноготную покупателя: он просто фанат оружия или связан с криминалом. Никто не заносит в регистр имена тех, кто приобретает пневматику“.
Прокурор надеется, что Министерство внутренних дел и Министерство юстиции обсудят тему пневматического оружия, особенно мощной пневматики. „Возможно, следовало бы подумать о том, чтобы продавать пневматику в оружейных магазинах, чтобы такое оружие не было легко доступным“, — сказала государственный обвинитель.
Этот вопрос уже поднимался четыре года назад, когда в Вируском уездном суде проходил суд над мужчиной, который убил человека из пневматического оружия. Тогда тоже прозвучала мысль о том, что следовало бы бы решить вопрос с общедоступностью пневматики.
Начавшаяся было дискуссия ни к чему не привела. Полиции по-прежнему приходится иметь дело с аналогичными инцидентами, причем случаи стрельбы из пневматического оружия или случаи, когда им угрожают, участились. Владельцы оружия, поступая подобным образом, и себя подвергают опасности. „Издали сотрудник полиции не может знать наверняка, держит человек в руках огнестрельное или пневматическое оружие. Если человек не подчиняется распоряжениям, не кладет оружие на землю, то по закону полицейский имеет право задействовать все меры, чтобы ликвидировать угрозу“, — сказал руководитель полицейского участка Йыхви Андреас Клиймант, который тоже считает, что следует пересмотреть вопросы, касающиеся регуляции доступности находящегося в гражданском обороте оружия и обращения с ним.
Мать пострадавшего юноши обещает поднять эту тему. „Я не хочу, чтобы еще кто-то пострадал так же, как мой сын!“ - сказала она.
„Хотя в основном применять пневматическое оружие должны по идее спортивные энтузиасты, но фактическая реальность — это нечто другое, — сказал присяжный адвокат Андрей Свищ. — Пневматическое оружие предназначено для разрушения и причинения ущерба. В неконтролируемой среде стрельба по банкам может показаться приятным времяпровождением. Но каждый обращающийся с оружием человек должен отдавать себе отчет в том, что в его руках находится источник повышенной опасности. Отсюда вытекает повышенная ответственность, она должна ощущаться уже на уровне подсознания. К сожалению, наше общество еще недостаточно зрелое, поэтому не исключено, что мы придем к тому, что пневматическое оружие будут ставить на учет, а его владельцев хотя бы регистрировать“.
Сегодня никто не знает, что ждет молодого человека, получившего пулю в голову. „Мы не знаем, не начнет ли пуля двигаться в его голове. Я продолжаю молиться“, — сказала мать пострадавшего.
Она же вышла на связь с врачами в разных уголках мира, в том числе с нейрохирургом Эндрю Макэвоем, который входит число лучших нейрохирургов Европы, а также с военными врачами, которым приходится иметь дело с огнестрельными ранениями. Все они признают, что юноша выжил чудом, и никто не берется извлекать пулю из мозга.
А сам пострадавший лишь стеснительно улыбается. Он жив, его окружают любящие его люди.