ОТ РЕДАКЦИИ | „Украинский вопрос“ в Вильнюсе решить не смогли
„Украинский вопрос“ не получил на саммите НАТО того решения, на которое рассчитывал президент Украины Владимир Зеленский. А какую пользу Вильнюсский саммит принес Эстонии?
От саммита НАТО в Вильнюсе ожидали многого не только в Украине, но и в странах Балтии, которые единогласно поддерживают присоединение Украины к военно-политическому блоку. Речь идет не о том, чтобы Украина, которая находится в состоянии войны, сразу получила бы приглашение в НАТО без всяких условий, а о том, чтобы ей были поставлены четкие сроки и требования, как этого достичь, своеобразная „дорожная карта“, ведущая в Североатлантический альянс, которую год назад на саммите в Мадриде получили Финляндия и Швеция.
На сегодняшний день Финляндия уже является членом НАТО, Швеция, скорее всего, скоро им станет, а вот статус Украины до сих пор не определен. Для дипломатии балтийских стран и Польши, которые прилагали огромные усилия для того, чтобы способствовать получению Украиной приглашения в НАТО, это в некотором смысле поражение, однако надо иметь в виду, что все-таки перед Украиной не захлопнули дверь окончательно. Осенью 2024 года в Америке состоятся президентские выборы, и существует высокая вероятность, что самая крупная и влиятельная страна военно-политического блока может занять четкую позицию в отношении членства Украины в НАТО. Не секрет, что нынешний президент США Джо Байден опасался перед саммитом в Вильнюсе решительно поддержать вступление Украины в НАТО, и это определило итоги саммита.
Тем не менее, то, что „украинский вопрос“ так и не был решен в Вильнюсе, не должно вызывать разочарования в Эстонии и других странах Балтии. Консенсус в вопросе присоединения Швеции к НАТО является большим шагом вперед для всех, кто помогает улучшить безопасность Европы и Эстонии в том числе. До присоединения Швеции и Финляндии к НАТО, ситуация на Балтийском море и в воздушном пространстве над этим регионом была тревожной для военных планировщиков НАТО, потому что агрессивная путинская Россия имела там больший военный потенциал, что могло бы затруднить помощь балтийским странам в случае кризиса, поскольку союзники зависели от узкого Сувалкского коридора. С присоединением Швеции и Финляндии эта проблема исчезнет, потому что Балтийское море станет „внутренним морем НАТО“.