Эрдоган поддержал прием Швеции в НАТО. До этого он связал его с заявкой Турции на вступление в ЕС
(25)Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг объявил, что на сегодняшней встрече с ним и с премьер-министром Швеции Ульфом Кристерссоном президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган согласился передать на ратификацию в парламент протокол о приеме Швеции в НАТО.
„Учитывая первостепенную важность сдерживания и обороны в евроатлантической зоне, турецкая сторона передаст протокол о вступлении Швеции в Большую национальную ассамблею и будет тесно работать с ассамблеей, чтобы обеспечить ратификацию“, — говорится в заявлении альянса.
Столтенберг назвал сегодняшние договоренности историческими, однако предупредил, что пока не может назвать точную дату вступления Швеции в НАТО.
Незадолго до встречи лидеров НАТО в Вильнюсе, где прошли переговоры, Эрдоган говорил, что может поддержать заявку Швеции на вступление в НАТО в том случае, если Европейский союз начнет переговоры о членстве его страны в ЕС.
„Я обращаюсь к тем, кто заставлял Турцию ждать у дверей ЕС более 50 лет: проложите путь для Турции, а мы проложим путь для Швеции“, — сказал Эрдоган на пресс-конференции в понедельник, перед тем как отправиться на саммит НАТО в Литве.
Президент добавил, что проинформировал о своих намерениях президента США Джо Байдена и планирует повторить свое требование и на самом саммите, который будет проходить в Вильнюсе во вторник и среду.
Это неожиданное заявление Эрдогана вызвало осуждение нескольких европейских политиков, в том числе канцлера Германии Олафа Шольца.
„Швеция отвечает всем требованиям для членства в НАТО“, — сказал Шольц журналистам в Берлине. А членство Турции в ЕС — это „другой вопрос, не связанный с этим“, добавил он.
Представитель Еврокомиссии Дана Спинант напомнила, что у ЕС есть „очень четкий набор шагов, которые должны быть предприняты всеми странами-кандидатами и даже теми, кто хочет стать странами-кандидатами“.
Другой неназванный представитель ЕС, которого цитирует издание Economist, назвал предложение Эрдогана шантажом, сравнив его с риторикой турецкого лидера во время миграционного кризиса 2015 года. „Эрдоган повышает ставки. Это, прямо скажем, немного чересчур“, — сказал источник газеты.
В течение выходных стало известно еще об одном громком шаге Эрдогана — возврате в Украину пленных командиров отрядов ВСУ, защищавших завод „Азовсталь“ в Мариуполе.
Президент Украины Владимир Зеленский посетил Турцию и увез защитников завода с собой; в Кремле назвали это нарушением договоренностей.
Во время визита Зеленского президент Турции также заявил, что место Украины — в НАТО (против ее вступления в альянс резко возражает Москва).
Наш корреспондент Ольга Просвирова сегодня пишет об отношениях Турции с Россией и странами Запада в рассылке Русской службы Би-би-си „Контекст“:
„Турция — совсем не та страна, с которой Москва может сейчас активно спорить или конфликтовать. Турецкий президент остается чуть ли не единственным мировым лидером, который продолжает регулярно общаться с Владимиром Путиным, и Кремль прекрасно об этом помнит. А Эрдоган традиционно руководствуется интересами своего президентства, а не вопросами дружбы или сотрудничества“.
Возражения Турции
Турция является членом НАТО и имеет право вето на присоединение к альянсу любой новой страны.
Западные государства во главе с США пытаются убедить ее одобрить вступление Швеции, против чего Эрдоган с самого оглашения ее заявки категорически возражал.
Турция обвиняет Швецию в укрывательстве членов Рабочей партии Курдистана (РПК), которую она считает террористической организацией, а также последователей Фетхуллаха Гюлена - его Анкара обвиняет в организации попытки государственного переворота в 2016 году.
За последний год Швеция пошла на несколько уступок в попытке добиться расположения Анкары, включая принятие нового закона о борьбе с терроризмом. Но Эрдоган говорил, что этого недостаточно, и требовал дополнительных мер – например, ограничений на демонстрации в поддержку РПК.
Помимо Турции, РПК признана террористической организацией в ЕС, США и Великобритании.
Венгрия также воздержалась от поддержки заявки Швеции, но заявила, что не будет задерживать процесс, если Турция изменит свою позицию.
В понедельник Столтенберг заявил, что „Швеция и Турция тесно сотрудничали, чтобы найти ответ на обоснованную озабоченность Турции в отношении своей безопасности“.
„В рамках этого процесса Швеция поменяла свою конституцию, значительно расширила свою контртеррористическую деятельность против РПК и возобновила экспорт в Турцию“, — сказал Столтенберг.
Заявки Финляндии и Швеции
В мае 2022 года, вскоре после полномасштабного вторжения России в Украину, Швеция вслед за Финляндией решила подать заявку на вступление в НАТО. Таким образом она положила конец 200-летней традиции нейтралитета.
Столтенберг неоднократно заявлял, что обе этих скандинавских страны будут „приняты с распростертыми объятиями“, но за это единодушно должны проголосовать все 30 членов альянса.
Эрдоган выдвинул к обеим странам особые требования, но в июне 2022 года на саммите НАТО в Мадриде было заявлено, что Турция больше не будет препятствовать вступлению в НАТО Швеции и Финляндии. По словам президента Финляндии, прорыва удалось добиться после того, как три страны подписали совместный меморандум об оказании друг другу полной поддержки в случае возникновения угрозы безопасности любой из них.
С тех пор Финляндия успела войти в НАТО, став ее 31 членом в апреле 2023 года, однако заявку Швеции Турция блокировать не перестала.
Что касается заявки Турции на вступление в ЕС, то она была подана еще в 1987 году, а формальные переговоры о вступлении для нее начались только в 2005 году.
В последние годы заявка Турции находится в замороженном состоянии.
Члены ЕС проголосовали за приостановку переговоров о вступлении Турции в 2016 году из-за преследования Эрдоганом противников после неудавшейся попытки государственного переворота в том же году.
Европейские политики тогда заявили, что Турция сползает к авторитаризму: в стране, в частности, практически отсутствует свобода прессы, а многие политические противники Эрдогана подвергаются преследованиям.
Однако с тех пор отношения ЕС и Турции улучшились, поскольку ЕС полагается на помощь Турции в различных вопросах, включая миграцию.