Игорь Нетто мог бы родиться на территории независимой Эстонии, но этому, как ни странно, помешала первая мировая война, которая началась за 16 лет до рождения будущего футболиста. Отца зачислили в сформированный латышский стрелковый корпус (жил Александр Нетто в Валга), а после февральской революции в России в Москву из Вильянди переехала и мать Юлия Тамм. Отец к тому времени стал депутатом московского горсовета. Молодые выходцы из Эстонии были настолько одурманены коммунистическими идеями, что своего первенца назвали Львом - в честь Троцкого. К слову, Льву Нетто довелось надолго пережить не только одного из руководителей большевиков, но и своего младшего брата. И это несмотря на войну, ранение, немецкий конлагерь и восемь лет советских лагерей. Журналист Postimees Яанус Пийрсалу утверждал, что и в последние годы жизни 90-летний Лев Нетто помнил эстонские слова и даже в советской переписи именовал себя эстонцем. Правда, у Игоря при родителях-эстонцах в графе „национальность“ в советском паспорте было написано „русский“, но советская генеалогия знала и не такое.

Считается, что сама фамилия Нетто имеет итальянские корни. Ведь именно из Италии в Эстляндию в XVIII веке приехал ее обладатель, нашедший на северо-западе Российской Империи работу садовника. Однако эту фамилию носили известные люди и за пределами Аппенин - например, немецкий математик Ойген, польская актриса Ирена и даже несколько бразильских и аргентинских футболистов.

Вряд ли есть смысл подробно рассказывать о футбольной карьере Игоря Нетто, который всю жизнь провел в московском „Спартаке“ (и пересекся там с эстонским тренером Альбертом Вольратом), 54 раза выводил на поле с капитанской повякой сборную СССР, в том числе в финалах Олимпийских игр 1956 года и чемпионата Европы 1960, где оба раза в соперниках была сборная Югославии. Между двумя этими турнирами уместился еще чемпионат мира 1958 года. Когда говорят об этом турнире, то всегда вспоминают Эдуарда Стрельцова, попавшего в тюрьму за изнасилование непосредственно перед отправкой сборной в Швецию. Мол, был бы в составе Стрельцов, советская сборная справилась бы с Пеле и компанией. Но ведь и Нетто перед чемпионатом мира получил травму и сыграл в Швеции только один матч. Так что неизвестно, кого сборной не хватало больше - многолетнего капитана или юного бомбардира.

А вот к 1960 году для 30-летнего Нетто все складывалось максимально удачно. „Виной“ тому брак с юной актрисой Ольгой Яковлевой (потом она станет звездой театра на Малой Бронной, а на экране, в частности, засветится в экранизации „Героя нашего времени“ с Олегом Далем). А тут еще и Испания по политическим причинам отказалась играть с советскими футболистами отборочный матч чемпионата Европы, а вице-чемпионы мира шведы, а также сборные Англии, ФРГ, Италии и нескольких других стран и вовсе проигнорировали новый турнир. Так что из четырех участников чемпионата Европы три команды представляли соцлагерь - СССР, Чехословакия и Югославия. Четвертыми были сами хозяева - французы.

Кубок разыгрывался по системе плей-офф. Соперник по полуфиналу - сборная Чехословакии - в тот момент не выглядела непроходимой. Звездный час команды этой команды пробьет лишь через пару лет - на чемпионате мира в Чили чехословаки выйдут в финал, где уступят бразильцам. А вот советским футболистам удалось нейтрализовать атакующий потенциал Адольфа Шерера и Йозефа Масопуста. И в этом также велика заслуга цементировавшего середину поля Нетто.

В финале соперник был куда более принципиальным. В 1952 году поражение от Югославии поставило крест на целом поколении советских игроков, а базовый клуб сборной ЦДСА был расформирован. В 1956 году именно победа над югославами позволила Игорю Нетто завоевать золото Олимпийских игр. На поле „Парк де-Пренс“ обе команды вышли с настроением вгрызаться в каждый квадратный сантиметр мокрого парижского газона. А заодно и в глотку сопернику. Количество нарушений зашкаливало, но в футболе еще не придумали желтые и красные карточки, так что грубости в большинстве своем оказывались безнаказанными.

Удивительно, но именно Нетто имел все шансы стать главным антигероем финала. Именно его в самом начале матча обыграл форвард „Црвены Звезды“ Бора Костич, но ошибку своего капитана исправил Лев Яшин. В середине первого тайма после нарушения Нетто всё тот же Костич не сумел переиграть Яшина со штрафного. Потом были голы Галича и Метревели, дополнительное время, навел Михаила Месхи на Виктора Понедельника. И кубок над головой „русского эстонца“, капитана советской сборной Игоря Нетто.

Какое впечатление оставил у вас этот материал?

Позитивно
Удивительно
Информативно
Безразлично
Печально
Возмутительно
Поделиться
Комментарии