Не будет большим преувеличением сказать, Ягр буквально родился с клюшкой в руках и коньками на ногах. Во всяком случае, уже в 3-4 года он, как говорят, уже уверенно рассекал лед и отправлял шайбы в ворота. Дальше карьера развивалась не менее стремительно: в 12 лет Яромир играл с 16-летними, а в неполные 16 уже дебютировал во взрослой чехословацкой лиге за клуб с характерным „социалистическим“ „Трудовые достижения“ (Pracovní zálohy) из своего родного городка Кладно. Конечно, дело было не только в таланте. Под чутким присмотром отца, работавшего в шахте и на ферме, Яромир приседал по 1000 раз в день и качал ноги самодельной штангой из оси трактора.

Детство и юность Яромира пришлись на непростые для Чехословакии годы: после раздавленной советскими танками „пражской весны“ 1968-го страна была подморожена страхом и переживала экзистенциальный кризис. В таких условиях спорт и, в особенности, хоккей были для людей одной из немногих отдушин. Для Ягра советское вторжение имело и личное измерение: именно в те дни, когда в Кладно вошли войска стран Варшавского договора, умер его дедушка, которого Яромир так и не увидел. В память об этом Ягр старался брать, когда может, 68 номер. Политические убеждения у юного хоккейного таланта были соответствующими: например, в разгар холодной войны он носил в школьном дневнике фото американского президента Рейгана.

После дебюта в национальной сборной в 17 лет (очередной рекорд в его копилке) Ягра заметили за океаном. Как раз вовремя: ведь после „Бархатной революции“ летом 1990 года чехословацкие хоккеисты впервые получили возможность легально переходить в НХЛ. И тут Ягру опять повезло: он попал именно туда, куда хотел - в „Питтсбург“ великого Марио Лемье. У „пингвинов“ был только 5-й выбор, но чех схитрил: в публичных интервью утверждал, что еще пару лет планирует играть на родине, а боссам „Питтсбурга“ конфиденциально признался, что готов примчаться хоть завтра. Ягр не прогадал: в первые пару сезонов дважды взял Кубок Стэнли! Первую скрипку при наличии в команде СуперМарио Лемье юный чех, конечно, играть не мог, но свой вклад в успех внес: забивал, пасовал, но главное - всегда был готов к силовой борьбе и у бортов, и на пятачке. После уходе Лемье Ягр стал уже безоговорочно главной звездой команды и одним из лиц всей лиги: 5 раз за 7 сезонов (в 1995-2001 годах) брал приз самому результативному игроку регулярного сезона. Если прибавить олимпийское золото Нагано-98, первое в истории чешского хоккея, то именно это время можно считать пиком карьеры Ягра.

Пересказывать дальнейшие перипетии его карьеры не хватит и нескольких статей. Были и неудачи (бледные сезоны в „Вашингтоне“ и проблемы с казино, поражение в финале Кубка Стэнли с „Бостоном“), и успехи, например, выигрыш чемпионата мира в 2005-м, позволивший войти в „тройной золотой клуб“ (победители Олимпиад, чемпионатов мира и обладатели Кубка Стэнли). Но, возможно, еще более важно, что Ягр был востребован в НХЛ до 45 лет и даже во время локдаунов готов был играть, казалось, где угодно: то в чемпионат Италии и вторую бундеслигу, то в омский „Авангард“, а время от времени, конечно, и в родной „Кладно“, тем более, что с 1994 года президентом там был его родной отец, Яромир-старший. Ну а в 2011 год Яромир-младший стал главным владельцем команды, получившей звучное имя „Рытиржи“, то есть „Рыцари“.

Окончательно наигравшись за океаном, Ягр в 2018 году плотно взялся за управление клубом, который обретался во втором чешском дивизионе. Но при этом не ограничивался кабинетной работой, а постоянно выходил и выходит на лед. В этом сезоне на его счету уже 8 шайб, хотя „рыцарям“ это помогает не очень, они идут в хвосте высшей лиги. Но Ягр не унимается: на прошлой неделе он обошел великого Гретцки по общему числу шайб за профессиональные клубы и сборную (1099 против 1098), может быть, побьет и рекорд не менее великого Горди Хоу, сыгравшего последний матч в карьере в 52 года и 11 дней.

Читайте RusDelfi там, где вам удобно. Подписывайтесь на нас в Facebook, Telegramили Instagram.

Поделиться
Комментарии