В то время, когда российские войска убивали мирных жителей на улицах Бучи, украинской армии не хватало боеприпасов, а эстонцы бесконечно переводили деньги на помощь Украине, одна эстонская компания присвоила почти треть от общей стоимости сделки по поставкам оружия: в Украину тогда отправляли гранаты.
Для продажи боеприпасов Украине была создана сложная схема. Юридически оружие перевозили через одни страны (в том числе Эстонию), деньги за него переводили по совершенно другим маршрутам, а сам товар перемещали по третьим. Сейчас эксперты как в Украине, так и в Западной Европе оценивают, что промежуточная прибыль от той сделки была в несколько раз выше, чем обычно. Таможенные органы по крайней мере одной европейской страны также проводят расследование.
Эта статья — результат совместной работы Eesti Ekspress, украинской газетой The Kyiv Independent, немецкой Die Welt и голландских изданий Lighthouse Reports и The Investigative Desk.
Рай для посредников
Эстония открыто заявила о своей военной поддержке Украины и сама поставляет в эту страну оружие, боеприпасы и оборудование. Но так поступают не во всех европейских странах. Из-за спешки или по геополитическим причинам заниматься этим приходится посредникам.
Зачастую это частные подрядчики с опытом службы в армии. В мирное время они зарабатывают на жизнь, продавая товары силовым структурам посредством государственных закупок. Однако в военное время их услуги в особой цене. Их работа заключается в том, чтобы хоть из-под земли достать нужный товар, выкупить его и доставить в пункт назначения.
Эта тема настолько деликатна, что мало кто в Европе готов говорить о ней от своего имени. И не без оснований: на карту поставлены не только секреты западных государств — из-за этого можно стать мишенью Путина.
Но есть и другая сторона медали: кто страдает, тому не до счета денег. „На каждой войне есть люди, которые думают: чем бы здесь поживиться?“ — говорит высокопоставленный адмирал НАТО.
„Экспресс“ и его партнеры по расследованию ознакомились с документами одной такой сделки, датируемой первыми неделями войны в Украине. Они наглядно демонстрируют, как посредники один за другим взвинчивают цены на оружие, наживая на войне целые состояния.