Для тех, кто живет в Эстонии, в нашем лучшем из инфомиров, мысль художника расшифровывать не надо. Недаром эстонские политики без различия пола, возраста и политического вероисповедания возмутились решением Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) вернуть России право голоса. А наш любимый коалиционный партнер — EKRE — на воскресном совете аж постановил, что ”Эстония должна остановить членство в организации, которая потеряла свой моральный авторитет”. Вопрос о выходе из ПАСЕ партия собирается вынести на голосование в Рийгикогу.
Кстати, председателем своего совета EKRE выбрала не кого-нибудь, а известного борца за права человека Урмаса 300 Тысяч Паразитирующих Тибл Рейтельманна чей моральный авторитет, сами понимаете, таков, что все ПАСЕ нервно курит в углу.
Неидеальный пейзаж
В отношении России у части эстонских политиков по-прежнему действует логика абсолютного бойкота. Сейчас эту логику оправдывают 2014-м годом, до того оправдывали 2007-м, до того — еще чем-то, но в основе всего, я боюсь, лежит советское время, которое эти люди не готовы забыть и простить в принципе. То есть это сегодня выгодно не забывать и не прощать; как правило, нынешние борцы с Россией (ну, или их родители) в Советской Эстонии чувствовали себя отлично, взять хотя бы руководителей EKRE.
У эстонского писателя-эмигранта Энна Ныу есть фантастический роман ”Торжественный марш” (1968) о том, как все прогрессивное человечество обрушивается на СССР. В финале герой-эстонец попадает в Москву, где нет ни одного целого дома, Кремль весь разбомбили, Красной площади нет. Но герою никого и ничего не жалко: ”Напротив, он чувствует, что так и должно быть, и он ничего не может сделать с тем, что чувствует. ЭТО ВОТ ЗА ЭСТОНИЮ, ЛАТВИЮ И ЛИТВУ, ЗА ВЕНГРИЮ И ЧЕХОСЛОВАКИЮ! (…) Пусть этот город в руинах навеки остается руинами! Чтоб не было больше несправедливости”.
Собственно, тот же ”Идеальный пейзаж”. Та же пропагандистская картина мира, за которую мы любим осуждать восточного соседа, но которой успешно пользуемся сами, только в перевёрнутом виде: у них империя зла — Запад, у нас — Восток. К реальности то и другое не имеет никакого отношения. Зато такое построение весьма выгодно тем, у кого рыльце в пушку: ничто не делает нас такими честными, как чужое преступление.
Логику абсолютного бойкота в ПАСЕ иначе как маразмом назвать сложно. Совет Европы — организация правозащитная. Для того, чтобы защищать права граждан РФ, нужно, чтобы РФ оставалась членом ПАСЕ. Как известно, действующий при Совете Европы Европейский суд по правам человека рассматривает дела из РФ чаще, чем из какой-либо другой страны.
Кроме того, с Россией необходимо иметь возможность и поле для диалога. Абсолютный бойкот может привести только к третьей мировой войне, причем разворачиваться она будет явно не так, как в романе Энна Ныу, и политикам конкретно Эстонии, по которой пройдет линия фронта, хорошо бы это понимать.
Кому объявлять бойкот в Эстонии?
Именно поэтому логика абсолютного бойкота применяется редко, если применяется вообще. Турция входит в Совет Европы почти с момента его основания, однако никто не изгонял и не изгоняет ее из ПАСЕ за аннексию Северного Кипра, хотя ситуация там — почти один в один Крым и Донбасс. В 1974 году на Кипре произошел прогреческий переворот, Турция под предлогом защиты своих людей вторглась на остров, тот разделился на турецкую и греческую части, в 1983 году была провозглашена Турецкая Республика Северного Кипра, которую не признаёт никто, кроме Турции, однако де-факто она есть и, как теперь уже ясно, не исчезнет. При этом Турция остается членом не только Совета Европы, но и НАТО, и эстонская делегация почему-то не покидает заседания с участием турецких представителей. Странно, да?
Или вот: Дональд Трамп садится за стол переговоров с Китаем и Северной Кореей, к которым у правозащитников вопросов побольше, чем к России. Ээрик-Нийлер Кросс, ты не хочешь по такому поводу бойкотировать США? А почему, собственно?
Что до Крыма и Донбасса, стоит напомнить, что Совет Европы — это не Европейский Союз, несмотря на похожий флаг и пересекающийся состав участников. Это отдельная организация, насчитывающая, в отличие от ЕС, не 28, а 47 стран-членов. Однако — нет ни одной страны ЕС, которая не входила бы в Совет Европы и не являлась бы членом ПАСЕ. И если мы решим из ПАСЕ выйти, как на нас посмотрят наши братья и сестры по ЕС? Да, вот так и посмотрят.
Напомню еще, что при голосовании ПАСЕ делегации Франции, Германии, Австрии, Испании, Италии, Португалии, Норвегии, Ирландии, Голландии, Бельгии, Чехии были полностью или в основном за восстановление России. Это все наши союзники. Мы и правда настолько слепы, что не понимаем, что происходит? В чем бы ни была причина этой слепоты, в тяжелом оккупационном прошлом или в американском влиянии, политически она непростительна. Мы должны действовать мудрее и осознавать то, что осознаёт Европа: с Россией нужно разговаривать, с ней нужно торговать, ее необходимо включать в глобальный мир как можно плотнее. Только так в международной политике можно добиться каких-либо результатов без войны. А войны в Европе уж точно не хочет никто.
Напоследок скажу, что когда наши политики называет решение ПАСЕ ”постыдным”, им хорошо бы посмотреться в зеркало. Да, когда у тебя в стране 76 тысяч неграждан и огромная часть населения не имеет представительства в парламенте, когда на заброшенном Северо-Востоке вот-вот разразится экономическая катастрофа, когда сама ты выступаешь за ликвидацию русских школ, — это не Крым и не Донбасс; такое в Европе пока терпят. Но и считать, что у нас все в порядке в том числе с правами человека, и убеждать в этом весь мир — значит лицемерить. Жаль, самим себе бойкот не объявишь.