Уже привычно, что перед ежегодной конференцией российских соотечественников в в СМИ возникает оживленная дискуссия с участием тех, кто неравнодушен к реализации в Эстонии государственной политики РФ в отношении российских соотечественников за рубежом.

На этот раз споры сразу выявили непривычную ожесточенность, серьезные разногласия, даже конфронтацию. Интернет полон взаимных обвинений, претензий к ведущим соотечественным структурам — СОРСЭ (Союз организаций российских соотечественников Эстонии) и КСРСЭ (Координационный совет российских соотечественников Эстонии). Достается даже российскому посольству.

Сенсацией стало заявление Андрея Заренкова, недавно еще представлявшего Эстонию во Всемирном Координационном совете российских соотечественников за рубежом. Он информировал КСРСЭ, что больше не входит в его состав из-за разногласий в связи с подготовкой к празднованию 65-летия Победы, а также нездоровой обстановки вокруг предстоящей конференции соотечественников.

Многие не видят выхода из ситуации и вспоминают знаменитое: хотели как лучше, а получится, как всегда.

Чтобы снять вообще напряжение в русской общине и исключить давнюю и кажется нескончаемую конфронтацию внутри нее, а значит, войти в нормальное русло общинной жизни, надо, прежде всего, выяснить причины происходящего. Вскрыв их, легко предложить и пути решения проблемы.

Первое. Легализация КСРСЭ. Предстоящая конференция соотечественников, созываемая КСРСЭ, не может способствовать его легализации. Почему? На встречу приглашены различные общественные организации. Но если сам КСРСЭ сегодня — незарегистрированная организация, то не будут легитимны и его решения, результаты голосования и выборы.

Еще очень важный момент. Разве организации-участницы конференции уполномочивали своих представителей (а они в этом случае — не частные лица) голосовать по тому или иному вопросу? Ведь представители организаций не будут иметь мандата на конкретные шаги и действия. В итоге решения на конференции примут отдельные лица, но не соотечественные организации. А значит, действие представителя той или иной организации можно с успехом обжаловать в суде.

Более того, завершился срок подачи заявок, а повестка дня конференции неизвестна. Никто не знает, о чем пойдет разговор. То есть уже невозможно выработать точку зрения организации на ту или иную проблему.

Кстати, в Риге аналогичное мероприятие состоится на месяц позже, чем в Таллинне (у нас — 28 мая), но у соседей проект повестки дня обнародован уже месяц назад.

Если до конференции или, отсрочив ее, в ходе ее работы, не будет снят вопрос о легальности, то и выборы новых членов нелегитимного КСРСЭ (который я считаю дублирующей СОРСЭ структурой, а значит лишней), нельзя будет считать юридически правомочными.

Мое видение — надо вернуться в правовое поле. Либо передать функции КСРСЭ давно существующему СОРСЭ, назвав его правление Координационным советом. Это вполне легитимно. Либо создать при СОРСЭ дополнительный орган в виде КСРСЭ. Либо, и это допустимо, оформить КСРСЭ в качестве самостоятельного юридического лица.

По идее, КСРСЭ может существовать и как сегодня — в "голом" виде. Но тогда надо ясно осознавать, что, если этот совет работает на государственные структуры Российской Федерации, тогда извините, при чем тут соотечественники, тем более граждане ЭР? Если же на соотечественников, то почему само КСРСЭ отстраняет себя от них, занимая промежуточную и виртуальную, я бы сказал, ни к чему не обязывающую в отношении к соотечественникам диспозицию?

Но однозначно: первым делом КСРСЭ должен быть легализован. Любым способом.

Второе. Рамки представительства. Каждая организация представляет интересы своих членов. Объединение организаций отражает мнение членов этого объединения. Стало быть, избранные от организаций представители в объединение организаций выражают интересы и мнение только этих организаций.

Если речь идет о соотечественниках, то тот же СОРСЭ представляет только тех соотечественников, которые входят в этот союз. Но никак не всех (!) российских соотечественников, живущих на территории Эстонской Республики.

То есть рядовой соотечественник, не входящий в организации, объединенные СОРСЭ, может разделять позиции и деятельность соотечественных организаций и их Союза, но пока он не стал членом одной из организаций, никакой СОРСЭ не вправе выступать от имени "не охваченных" соотечественников.

И, наоборот, если действия соотечественных организаций будут непривлекательными, то это не лишает того же рядового соотечественника права считать себя соотечественником и не накладывает никаких обязательств перед такими организациями или СОРСЭ.

Третье. Прозрачность. Никакого труда не составляет СОРСЭ выставлять на публичное обозрение план работы на год, а также о отчет о проделанном и еще — ознакомить всех желающих с финансовым балансом по результатам деятельности за год. ВСЁ!

Предание гласности планов — это информирование всех, а не только членов отдельных организаций, заинтересованных в соотечественной деятельности жителей. Ведь любой человек может захотеть участвовать в мероприятиях, предложить помощь. Или СОРСЭ не ставит целью привлечение в свои ряды новых членов?

Отчет позволяет судить о полезности и эффективности работы как членам самих организаций, входящих в СОРСЭ, так и всей общине. Имея об этом представление, рядовой житель может задаться вопросом: "А почему я не с ними?"

Или взять финансы. Стало известно, что Россия выделяет ежегодно около 400 миллионов рублей на оказание помощи российским соотечественникам за рубежом. Житель Эстонии, считающий себя соотечественником, вправе знать, сколько денег выделено Эстонии и на что они пошли? Тем более живущие в Эстонии граждане РФ — ведь это деньги не частных лиц, а российских налогоплательщиков.

Почему квартирное товарищество ежегодно отчитывается перед своими жильцами за каждый сент, а общественная организация, такая, как соотечественная, не считает это нужным? Ответ только один: не хочет или не может.

Четвертое. Правовое мышление. На мой взгляд, это самое главное. Реализация этих трех пунктов и появление у лиц, желающих заниматься общественной работой с соотечественниками, должно, в конце концов, правового мышления, правового подхода к делу, которым занимаются. Иначе говоря, пора отказаться от имеющих место быть личных связей, знакомств, кумовства, подковерных игр.

Пора мыслить правовыми категориями, а не жить по понятиям. И тогда многое из жизни соотечестенных организаций не только перестанет интересовать эстонские госучреждения, но у них не будет столь критического отношения к движению соотечественников, как сегодня. И главное, тогда внутри общины заметно меньше станет недоверия и подозрительности друг к другу, а значит, нормализуются и отношения между соотечественниками, их организациями, появится доверие к СОРСЭ (КСРСЭ).

Поделиться
Комментарии