Поскольку ЭТВ и ЭР, согласно все тому же Закону о телерадиовещании, являются государственными предприятиями, ответственность за их финансирование возлагается на государство. Схема финансирования такова: руководство ЭТВ и ЭР разрабатывают проект своего бюджета, который рассматривает Национальный совет по телерадиовещанию, а затем утверждает парламент. Как правило, прежде чем быть утвержденным Рийгикогу, первоначальный проект бюджета сильно усыхает. Особенно в последние годы.

В коридорах власти давно витает идея слить ЭТВ и ЭР и сэкономить таким образом значительные средства. В прошлом году правительство даже обсуждало конкретный проект создания на базе ЭТВ и ЭР единой структуры под названием Национальное телерадиовещание. Затем в феврале нынешнего года Национальный совет по телерадиовещанию и руководство Эстонского телевидения подготовили проект создания на базе ЭТВ и ЭР единой медиагруппы, которая занималась бы не только вещанием, но также издательством, организацией концертов, выпуском дисков и кассет. Обе идеи повисли в воздухе.

Между тем, ЭТВ и ЭР для полноценной работы хронически не хватает десятков миллионов крон. Накопились огромные долги. ЭР вынуждено сокращать вещание в регионах. Руководство ЭТВ опасается, что на следующий год сумма финансирования не увеличится и проблемы телевидения усугубятся. Чтобы как-то сгладить проблему, решено было взять очередной крупный кредит в четыре десятка миллионов. Однако государство не желает выступать гарантом этого кредита, министерство финансов рекомендует ЭТВ заложить свое здание. Но что потом?

Глядя на то, что происходит с национальным телерадиовещанием, я понимаю, что государство никак не может определиться с тем, нужны ли ему вообще свои СМИ. Если реформисты прямо говорят: "Нет, не нужны, давайте все приватизируем!", представители других партий ничего внятного по этому вопросу высказать не могут. Отсюда метания из стороны в сторону в вопросе размещения в эфире коммерческой рекламы, странные обсуждения депутатами внешности телевизионных ведущих в ходе парламентских слушаний по проблемам национального вещания, вместо того, чтобы обсуждать какие-то конкретные финансовые и политические вопросы.

Заинтересованность в ЭТВ проявилась в связи с проведением в Таллине песенного конкурса Евровидения. На него в бюджете нашлись немалые средства. Которые телевизионщики, кстати, сумели использовать с максимальной отдачей и прославили Эстонию прекрасно организованным шоу.

Наши политики любят при случае напомнить европейским коллегам о том, что в Эстонии есть финансируемая государством редакция телепередач на русском языке. И это чистая правда. Только около 70% средств, идущих на создание ее передач, коллектив сам добывает из негосударственных источников. Как признает глава редакции Павел Иванов, без этих денег редакции просто не было бы.

С каждым годом у ЭТВ и ЭР накапливается ком неразрешенных проблем, который медленно, но верно ведет их к банкротству. Государству пора определиться с тем, нужно ли ему национальное телерадиовещание, и в соответствии с принятым решением принять четкую программу действий.

Если нет нужды в государственных СМИ, приватизируйте ЭТВ и ЭР и положите конец затянувшейся неопределенности. Если же они все-таки нужны, проконсультируйтесь с сотрудниками компаний и приступайте к каким-то реформам, например, к той, которая была предложена ЭТВ несколько месяцев назад. В этом случае государство обязано полностью обеспечить финансирование обновленного телерадиовещания, чтобы сотрудники занимались творчеством, а не тратили массу времени и сил на добывание денег.

Определяться надо как можно скорее. Тогда можно будет больше выручить средств на приватизации компаний и легче будет вытаскивать их в том случае, если государство сохранит их в своей собственности.

Боюсь только, в ближайший год никакого решения принято не будет. Скоро начнутся предвыборные гонки, львиная доля которых пройдет в эфире ЭТВ и ЭР. За это время сотрудники обеих компаний услышат от политиков немало заверений в большой любви, в том, что стране необходимо национальное вещание. Прозвучат обещания коренным образом изменить отношение к государственным СМИ.

Цену им мы узнаем после выборов.

Поделиться
Комментарии