Украина всегда была центральной фигурой европейской политики на восточном направлении, и вот — украинский президент отказывается подписывать давно обговоренное соглашение об ассоциации в самый последний момент! Причина — тяжелая экономическая ситуация и важность сохранения торговых отношений с Россией. Протесты на улицах Киева показывают, насколько это решение соответствовало ожиданиям украинского народа.

Также под давлением Москвы, Армения отказалась продолжать переговоры по соглашению о свободной торговле с ЕС еще в сентябре.

В результате, единственными хорошими новостями Саммита стало подписание договора об облегчении визового режима с Азербайджаном и парафирование соглашений об ассоциации с Молдовой и Грузией. Надо сказать, что и на эти страны было оказано тяжелое давление. Основа молдавского экспорта на российский рынок, винная продукция, была запрещена к ввозу из-за "несоответствия стандартам качества", а российская власть начала недвусмысленно предупреждать о последствиях сближения с ЕС. Дмитрий Рогозин, к примеру, выразил надежду, что молдаване "не будут мерзнуть зимой", а прямо перед саммитом сказал, что "на виражах европейской интеграции молдавский поезд может растерять свой эшелон" (имея в виду Приднестровье).

Тем не менее, и Молдова, и Грузия выдержали экономический и политический прессинг и сделали первый шаг на пути к ассоциации с ЕС — парафировали соглашения об ассоциации и их составную часть — договор о создании зоны свободной торговли с ЕС.

Европейская комиссия выразила свою поддержку предложением по либерализации визового режима для молдавских граждан. Это — первый этап бюрократических процедур внутри ЕС, давно ожидаемый молдавским правительством. Ради этого в течение последних двух лет уже было проведено много реформ в области юстиции, прав человека, пограничного контроля и безопасности документов. Сам премьер министр Лянкэ говорит, что остается еще много работы, особенно в области борьбы с коррупцией, но при желании правительства и поддержке народа все возможно.

Эта ситуация в какой-то степени похожа на положение Эстонии в начале 1990-х годов. Экономические проблемы, давление со стороны России очень хорошо помним мы все. Тогда нас поддержали западные друзья и партнеры, и для Молдовы сейчас такая поддержка также жизненно необходима.

Тот факт, что Госсекретарь США Джон Керри прилетел в Кишинев 4 декабря — очень важен и символичен. Как мы знаем, его маршрут был изменен, и он приехал в Молдову вместо Украины. Во время визита он похвалил молдавское вино и сделал акцент на том, что США помогут Молдове найти новые рынки сбыта — в Америке.

Однако, и при этих знаках поддержки в ближайшем будущем Молдову ожидают тяжелые времена. И в отличие от Эстонии 20 лет назад и даже от Украины сегодня, у Молдовы много уязвимых мест.

Во-первых, в Приднестровье все еще находятся российские войска, переговоры не сдвигаются с мертвой точки уже несколько лет, а в последние месяцы власти Тирасполя показывают все меньше желания сотрудничать. Так, представителям ОБСЕ запретили въезжать на территорию региона без предварительного согласия Тираспольских властей, а в четверг возобновилось давление на приднестровские школы, находящиеся под юрисдикцией Кишинева — в один из лицеев ворвались полицейские, потребовав представить финансовые документы, и пригрозили директору судебным делом и тюрьмой.

Во-вторых, около половины молдавских мигрантов трудится в России. В октябре российские власти ужесточили проверки документов и выслали сотни мигрантов обратно в Молдову. Подобная ситуация произошла и в Грузии в 2006 году, когда несколько сотен грузин депортировали обратно в Тбилиси. В Молдове 24% ВВП формируется из денежных переводов родственников, работающих за границей, и такой шаг тяжело ударит и по экономике страны, а также по общественному мнению.

В-третьих, в ноябре 2014 года Молдову ожидают парламентские выборы. Теперешняя коалиция из трех демократических партий не монолитна и может быть расшатана, в то время как коммунистическая оппозиция, поддерживаемая из Москвы, организует протесты и консолидирует свой электорат. В этих условиях победа коммунистов на следующих выборах вполне возможна. Ситуация усложняется тем, что СМИ в Молдове находятся под сильным влиянием российского телевидения, прямую трансляцию которого можно найти на самых популярных каналах.

Кроме того, а, быть может, и в первую очередь, экономика Молдовы все еще зависима от российских инвестиций и торговых связей с РФ. Именно туда уходит 12% молдавского экспорта, большая часть которого — винная продукция, так что любое эмбарго не проходит незаметно для местных производителей. Еще более серьезна энергетическая зависимость от России, откуда Молдова покупает весь газ.

Как мы видим, угроз маленькой Молдове достаточно. У всех у них одна причина: Путин считает европейскую политику Восточного партнерства вызовом для традиционной зоны влияния России. На самом же деле, стремление таких стран как Молдова и Украина интегрироваться в Европейский союз основано на естественном желании жить в безопасности и достатке, без страха перед собственными властями и силовыми структурами.

ЕС также хочет видеть своих соседей благополучными демократичными странами, а политика Восточного партнерства ни в коем случае не была задумана как стратегия "против" кого-то. К сожалению, Евросоюз недооценил миропонимание и политику Путина, но в ближайшем будущем это придется сделать, в том числе, в отношении к Молдове. Я думаю, скоро мы станем свидетелями нового усиленного давления на Кишинев, и надеюсь, что неприятные сюрпризы Вильнюского саммита преподали нам, европейцам, запоминающийся урок с выводами по поводу того, какой должна стать наша совместная политика на восточном направлении.

Поделиться
Комментарии