Нынешняя Госдума — шестого созыва. Собралась она при весьма скандальных обстоятельствах: на выборах в декабре 2011 года были зафиксированы многочисленные фальсификации в пользу правящей партии "Единая Россия", что повлекло за собой знаменитые марши и митинги протеста, собиравшие в Москве более ста тысяч человек. Не удивительно, что, едва собравшись, Дума принялась штамповать всевозможные охранительные и репрессивные законы с рекордной скоростью. Журналисты за это прозвали ее "взбесившимся принтером", я как-то назвал "Палатой #6" (по рассказу Чехова о сумасшедшем доме), и даже дипломатичный телеведущий Владимир Познер как бы оговорился, сказав в прямом эфире "ГосдуРа". Потом, естественно, извинился, но название пристало.
Уже осенью 2012-го Дума приняла законы "О защите детей", согласно которому противозаконный контент можно усмотреть где угодно — от мультиков "Ну, погоди!" (пропаганда курения) до античных статуй (секс), и "Об общественных объединениях", где так так называемые НКО (некоммерческие организации), получающие внешнее финансирование, получали статус "иностранного агента".
Первым из суперскандальных законов, вызвавших бурную дискуссию по всей стране, стал принятый в конце 2012 так называемый "Закон Димы Яковлева", запрещающий иностранцам усыновлять/удочерять российских детей. Затем последовали законы об уголовном наказании за "оскорбление чувств верующих"; за "пропаганду гомосексуализма"; о запрете мата; о "нежелательных организациях" (продолжение темы "иностранных агентов"); о разрешении применения "физических мер" к заключенным; о разрешении стрельбы по скоплениям народа… Не говоря уже о таких мелочах, как "экстремистские высказывания" и цензура в интернете.
"Закон Димы Яковлева" у нас прозвали "законом подлецов", закон о допустимости применения пыток (если называть вещи своими именами) к заключенным — "законом садистов". Не сомневаюсь, что значительной, если не большей части принятых и принимаемых сейчас в России законов можно присваивать похожие ярлычки — "закон ханжей", "закон врунов", "закон трусов" и так далее. И "закон дураков", само собой — поскольку ощущение глупости, даже абсурда, витает над всем современным российским законотворчеством.