Алекс (Юри Пихл) отправил донесение Юстасу. Юстас "сдал" Алекса Мюллеру.

Примерно так выглядит история с заявлением Юри Пихла в КаПо о подозрениях в государственной измене в отоношении Ансипа, Паэта и Ланга.

Но играл ли в Штирлица ставший уже знаменитым политик Пихл? Не мальчик ведь, отец эстонской социал-демократии все-таки, хотя бы по занимаемой должности и штатному расписанию.

В этой ситуации у всякого, читающего прессу регулярно, вызывает эстестическое удовольствие наша политическая массовка.

Отметим несколько особенностей реакции активных русских комментаторов.

Первая: непременно выругаться. Вторая: не вникать в суть дела. Третья: "не помнить" своих же слов в прежних комментариях в адрес действующих лиц — смена "плюса на минус" и наоборот.

Что происходит с заявлением Юри Пихла в Полицию безопасности? Пихл обвиняет премьера, а также двух его министров в государственной измене за то, что был отменен запрет на Шенгенскую визу для Сергея Маркова.

Комментаторы как-то странно ведут себя. Они нападают на Ансипа, Паэта и Ланга. Хотя должны бы хвалить. Вот цитата из донесения бывшего гендиректора КаПо:

"Нижеследующим привожу свои доводы:

1) Сергей Марков публично признал, что он доволен, и рад тому, что в марте 2007 года в отношении нашего государства были совершены массовые "кибератаки".

В соответствии с $29 закона о "Требовании о выезде и запрете на въезд" установление запрета в отношении С.Маркова было всемерно обоснованным.

Начиная с апреля 2007 года мы неоднократно поднимали тему о "кибератаках" на международном уровне — и в НАТО, и в Европейских Советах, и в других местах, и связывали это с кибертерроризмом, при этом одним из главных ораторов выступал именно министр юстиции Р.Ланг.

По инициативе же министра юстиции Рийгикогу в этом году изменило и редакцию $237 уголовного законодательства, вследствие чего такое решение в отношении С.Маркова совершенно непонятно".

Не вдаваясь особо в подробности, отмечу: те же комментаторы бурно осуждали запрет на Шенгенскую визу для Маркова и Якименко. Отрицали факт кибератак. И — как без этого — ругали Ансипа, Паэта и Ланга за репрессии в отношении Маркова и Якименко. А стоило отменить это решение, как рьяная общественность стала ругать тех же личностей за… отмену запрета.

Таким образом, мы можем утверждать: русская общественность признает сам факт кибератак. Русская общественность против отмены запрета Маркову на Шенгенскую визу. Русская общественность очень не любит Кремль.

Это вытекает логически из потока комментариев на самых различных порталах. Это аксиоматично.

Итог. Пихл намеренно подает имитацию заявления в КаПо. Имитацию, поскольку никакого возбуждения уголовного дела с самого начала он не предполагал.

К такому примерно выводу приходит и декан факультета права Тартуского университета, профессор Яан Гинтер: "На основании заявления Юри Пихла, поданного в Полицию безопасности, невозможно понять, были ли у него подозрения по существу в отношении Андруса Ансипа, Урмаса Паэта и Рейна Ланга".

Кстати, если быть юридически корректными, то никакого заявления и не было. Было служебное донесение, так и написано:

"Полиция безопасности Эстонии
Исходя из $194,ч.1 Уголовного кодекса, передаю вам донесение (выделено мной. — Авт.) о преступлении".

Как-то не верится, что Юри Пихл является секретным сотрудником КаПо, чтобы писать донесения.

Кроме прочего, Юри Пихл, лучший друг Херманна Симма, продвигавший его на различные важные должности, проверявший по закону благонадежность Симма, в том же зявлении переносит вину за то, что Симма прозевали — на Ансипа, Паэта и Ланга. Хотя пик деятельности Симма и пришелся как раз на время пребывания Пихла генеральным директором КаПо.

Но давайте проанализируем, зачем же хитрый и умный, дальновидный и амбициозный экс-начальник контрразведки неожиданно совершает поступок, присущий разве что зощенковскому соседу по коммуналке.

Зачем будоражить общество? Русская часть (не вся, разумеется) бросится клеймить правительство, что похоже уже на условный рефлекс.

Эстонская часть задумается: Jurka (прозвище Пихла) раскрыл сговор правительства с проклятым Кремлем. Оно дало поблажку врагу республики. Оно может даже вернуть памятник на Тынисмяги.

А как еще набрать баллы, очки, поднять рейтинг союза центристов и социал-демократов перед выборами в Рийгикогу?

Ведь Сависааром поставлена цель — левоцентристское правительство. Кстати, Сависаар никак не выразил своего отношения к меморандуму вице-мэра. Только Сеппик, уже не лучший друг Сависаара, осторожно предположил, что Пихл останется лидером партии.

Социал-демократы по-разному оценивают поступок своего председателя. Но в любом случае Пихл не проиграл ничего, зато выиграл многое. Русским потрафил "разоблачением" ненавистных реформистов. Эстонцам — многим — тем, что он, Пихл, против отмены запрета теми же реформистами на Шенгенскую визу для Маркова, одобрившего кибератаки.
Даже если Пихлу выразят недоверие, большинство городского собрания Таллинна проголосует за то, чтобы Пихл остался в мэрии. Он нужен Сависаару, как организатор хитрых комбинаций с далекими целями.

Донесение в КаПо показывает, что Пихл рассчитывал на скандал. Его протеже Райво Аэг, которого назначили вместо непокорного Алдиса Алуса с подачи Пихла, оказался не марионеткой.

Да и не станем переоценивать знаний тайн бывшими руководителями Полиции безопасности. Ни о каких чемоданах с компроматом нет речи. Фирма разделена на отсеки, как на подводной лодке.

О том, что материал уйдет в прессу, Пихл знал с самого начала. Поскольку сам установил в свое время эту практику. О том, что дело не будет возбуждено, он вполне мог договориться со своей спутницей жизни, занимающей в прокуратуре страны очень высокую должность. Неизвестно, советовался ли он с нею при составлении своего донесения. Да это и неважно. Он сам отличный юрист.

Как говорят американцы, "виноват не тот, кто бросил в вас дохлую кошку. Виноват тот, в кого ее бросили. Пахнуть будет от него". Тем более, и против Пихла невозможно и не нужно возбуждать уголовного преследования. Он мог "добросовестно заблуждаться".

Пока будем считать, что начался зондаж слабых мест государственной власти. Такие уколы и проверки будут только нарастать. Винить или оправдывать всех, кто борется сейчас за будущее большинство в парламенте, наивно. Не стреляйте в пианиста. Он играет, как умеет.

Поделиться
Комментарии