Там же, на кладбище, договорился с одним из ведущих ныне заединщиков о встрече, чтобы обсудить, как отстоять один единый "русский" избирательный список. Но не прошло и трех часов, как он же вылил ушат грязи в мой адрес на портале Дельфи…

Увы, одной из причин разногласий русских Эстонии — это наша непорядочность, низкий уровень политической и общей культуры. Тут мы все хороши, кто больше, кто меньше.

Дурацкие осечки уже на старте

Состоявшийся в конце июня третий Форум русских организаций дал добро на создание непартийного избирательного союза физических лиц, который объединил бы представителей различных партий. Список кандидатов усилили бы новые фигуры "со стороны". В том числе и из маленьких эстонских партий. Сам факт русско-эстонского симбиоза должен был стать символической приманкой.

Идею одобрили и две еще остающиеся на плаву русские партии — Объединенная народная (ОНПЭ) и Русская (РПЭ), признавшие невозможным выиграть выборы порознь и даже вместе, как это было в 2002 году. Была проведена серьезная предварительная работа с участием ОНПЭ и РПЭ, а также лидеров ряда близких к ОНПЭ общественных организаций (соотечественники, ветераны, российские граждане). Они же вошли в действовавший Общественный Совет (ОС).

Считается, что он создан упомянутым Форумом, по сути же он действовал уже с конца весны, Форум же лишь придал совету легитимность. Так что не стоит членам ОС так однозначно ссылаться на мандат Форума.

На нем в ОС были кооптированы профессор, член ОНПЭ Владимир Пароль и беспартийный автор этих строк. До этого я ничего не знал про ОС.

На первом же после Форума его заседании выяснилось, что под давлением "компетентных органов" эстонские партии отошли в сторону. Лидеру столичной организации Левой партии Тийту Тоомсалу, как частному лицу, зарезервировали место в ОС и в избирательном списке.

Осечка на старте не была случайной. Провокации против русских партий и избирательных списков — никакая не новость. А потому не надо было включать (или тщеславие взяло верх?) в ОС людей, которые были заведомо уязвимы. Это Сергей Сергеев, которого в прессе несмотря на презумпцию невиновности обвинили в содействии проституции, намекали и на связи с российской разведкой (?!). Это — Владимир Лебедев, которого та же пресса абсолютно необоснованно окрестила "интером". Но даже, если бы и так, по закону это не основание для поражения в правах российского гражданина — постоянного жителя Эстонии.

И все же, оба могли, оставаясь в тени, самым активным образом содействовать избирательной кампании — вместо себя они могли выдвинуть в ОС других, не привлекательных для провокаторов представителей соотечественников и россйиских граждан. А так сами навели огонь на себя и весь проект.

Далее, оставались неведомыми финансовые схемы избирательной кампании, пожелания потенциальных спонсоров в случае удачи на выборах, и оставалась спорной роль Общественного совета после выборов, который в случае успеха должен (но как?) руководить избранными депутатами.

Все это было изложено мною на заседаниях ОС. И я предложил распустить споткнувшийся в самом начале совет, заменив его инциативной группой, составленной из неангажированных рядовых, беспартийных таллинцев. Со мной не согласились и я вышел из совета. Вслед — Павел Кириллов из РПЭ.

Наши политики в привычном амплуа

С уходом "эстонцев" в составе ОС осталось три представителя ОНПЭ из пяти. Перекос неоправданный и недопустимый Утверждения, что это не страшно, так как решения принимаются консенсусом, несерьезны, так как в положении ОС не оговаривается, какие из них принимаются единогласно, какие — большинством.

Становилось все очевиднее, что под вывеской избирательного союза физических лиц, фактически на выборы идет Объединенная народная партия. Все это, а также регулярные сольные выступления в СМИ председателя ОНПЭ Евгения Томберга, регулярно комментирующего работу Общественного совета и фактически подменяющего координатора ОС — однопартийца Владимира Пароля, вызвали справедливое недовольство РПЭ. И не только ее.

Претензия ОНПЭ на роль дирижера кажутся тем неуместнее, что пропаганда и финансирование "своих" кандидатов так и так станут бременем партий и организаций. Командовать парадом ОНПЭ вправе после успеха на выборах, если ее члены составят большинство.

Вообще, поражает с каким апломбом, чванством и высокомерием руководство ОНПЭ относится ко всем русским, кто смеет рассуждать, видеть мир не так, как они, ко всем, кто смеет претендовать на те же цели и задачи, которые ставят они. Уникально, что лидеры потерявшей уже всякий авторитет у русского населения ОНПЭ и сегодня безосновательно присваивают себе чуть ли не детородное право монопольно представлять в эстонской политике русское население.

Показательно, что после нашего с Кирилловым ухода из ОС ни совет, ни ОНПЭ к нам не обращался, контактов не искал. Зато нам передали "черную метку", почему-то через российское инфоагентство "Регнум": координатор ОС Владимир Пароль с тенденциозной подачи таинственного Владимира Петрова увидел в нашем уходе руку "капо".

Вообще, уровень нашей партийной элиты потрясает. Павел Кириллов припомнил фальсификацию Евгения Томберга, почему-то председательствовавшего на III Форуме русских партий и организаций — он заявил прессе, что в мероприятии официально участвовала и Русская партия. Но ее официальный представитель письменного приглашения на Форум не получал, а его участник — рядовой член Русской партии соответствующих полномочий от своего руководства не имел.

Этот трагикомический эпизод на самом деле (лучше не знать сколь щепетильны по сей день отношения между этими двумя уже маргинальными партиями) еще раз свидетельствует об истинной ценности наших двух партий и правоту избирателя, криво смотрящего на чисто партийные списки.

Курьезно смотрится ОС и по публикации в "МК-Эстонии" коротких интервью его членов и русских политиков. Так, Владимир Афанасьев, оправдываясь за отсутствие подписей под проектом нашумевшего Меморандума, простодушно объяснил его конфиденциальность так: "чтобы потом никто не спрыгнул" (И это сказано на публику!). А Николай Маспанов намекнул на связи члена ОС Владимира Лебедева с Москвой и российское финансирование выборов в Таллине, одновременно изъявив желание стать членом этого же ОС. (Хороши нравы!).

Русских Эстонии разделяет ментальность

Все это и подтолкнуло меня к предложению отказаться от ангажированного "партийного" Общественного совета и созданию вместо него инициативной группы из малоизвестных, ни в каких "ЧП" не замешанных беспартийных людей. Они должны заняться вместе с представителями примкнувших к списку партий и общественных организаций решением вопросов, связанных с созданием предвыборного штаба, а также контролем за его деятельностью, составлением избирательной программы и списка кандидатов. Это было бы по-настоящему народное действо. Сами партии, помня о своем реальном имидже, оставаясь в тени, работали бы на "своих" кандидатов в списке. Доступ в него мы провозгласили открытым, но приоритет отдаем молодежи — юристам и предпринимателям.

По совету нескольких экспертов было предложено и название избирательного союза — "Список Кленского". Общественный совет отверг и это.

А когда СМИ сообщили об учреждении нашей инициативной группы, состоящей из таллинцев, не имеющих к политике никакого отношения, но убежденных, что должно быть покончено с непродуктивным засильем русских партий, то ОНПЭ назвала инициативную группу "чертом из табакерки", который клонирован в недрах Полиции безопасности.

Примечательно, что эти голословные и унижающие человеческое достоинство обвинения выплескиваются с безответственной легкостью теми, кто заявляет о своей исключительной заботе интересов избирателей, всего русского населения.

Нашей же инициативной группе представляется, что только избиратель может и должен решить, кто будет представлять его интересы. Чтобы этого не случилось, инициативная группа избирательного союза "Список Кленского" отправила на днях координатору ОС "Выборы 2005" Владимиру Паролю послание с предложением немедленно приступить к переговорам. Ответ был положительный.

И напоследок. В чем она — истинная причина раскола, кто на самом деле раскольники и почему? И есть ли вообще виноватые?

Сегодня, когда стало очевидным, что все наши эстонские партии не готовы еще решать "русский вопрос" Эстонии, когда его не могут решить и русские депутаты в составе национальных партий, и когда у самих русских жителей Эстонии появилась возможность самим, причем теперь уже по-европейски, приступить к решению взрывоопасного "русского вопроса", выясняется, что главный тормоз всему — сами русские.

Потому что одна их часть, большая, уже чувствует себя, как и эстонцы, хозяином в нашей стране, воспринимает Эстонию, как новую или вторую родину. Другая ощущает себя здесь чужаком. Вот тут и проходит невидимый и непризнаваемый ментальный водораздел истинного противостояния русских политиков и простых людей, поставивших перед собой одну и ту же цель — постоять за себя, за попранные честь и достоинство.

Одни намерены добиваться этого во имя европейской для всех ее жителей Эстонии, другие, что бы они не говорили, не могут пока не угождать власти и политэлите, откровенно строящей Эстонию для эстонцев.

Первые хотят вместе с эстонцами наконец-то приступить к решению русского вопроса, вторые — обречены заключать беспринципные компромиссы-уступки, решающие проблемы не самих неэстонцев, а русских политиков.

Но первые еще не настолько сильны, чтобы стать лидерами, вторые еще не настолько слабы, чтобы не питать себя политическими иллюзиями.

Чья возьмет? Или мы отметим в октябре политическую смерть нынешней русской политики в Эстонии?

P.S. На этой неделе начались переговоры о создании единого списка между "Общественным советом Выборы 2005" и инициативной группой избирательного союза "Список Кленского".

Поделиться
Комментарии