Еще позапрошлым летом центристы и социал-демократы яростно критиковали правивших в ту пору реформистов за планируемое поэтапное повышение до 2020 года акцизов (в том числе по 5% в год — на алкоголь). А уже осенью, придя к власти, внесли в проект бюджета на 2017-й резкий взлет ряда акцизов, особенно алкогольных.

Подорожание спиртного преподносилось как необходимая мера в борьбе с неистребимым пьянством. Но потребление алкоголя, по данным статистики Института Конъюнктуры, и без того с 2012 года постоянно снижалось, сократившись примерно на 20%. Мировая практика показывает, что самое эффективное средство борьбы с пьянством — развитие экономики и рост уровня жизни, которые предоставляют народу много возможностей для самореализации и альтернативных способов получения удовольствия. Что и происходило в Эстонии.

Ценовая политика в тех странах, где действительно пытаются бороться с алкоголизмом удорожанием спиртного, обычно строится так, чтобы крепкий алкоголь был наименее доступным, тогда как легкий становился бы выгодной альтернативой. Им сложнее напиться, после него меньше тянет ”догоняться”. Ну и вообще в тех странах, где доминируют пиво и вино, даже при высоком суммарном потреблении на душу гораздо меньше болезней, вызванных злоупотреблением спиртным, чем там, где выше доля крепкого алкоголя.

Хроника абсурда

Но наши ”борцы” ударили именно по ценам на легкий алкоголь, взвинтив враз акцизы на пиво и сидр на 65%! А через полгода — еще на 9%. В результате пиво, которое у нас и так уже стоило дороже, чем в Германии, стало самым дорогим в ЕС относительно доходов населения.

Последним годом, когда государству удалось собрать акцизы на алкоголь, был 2013-й. Даже умеренное подорожание спиртного при прежнем правительстве сделало его заметно дороже, чем в Латвии, и народ потихоньку потянулся к южным соседям за горячительным. Закон сообщающихся сосудов всегда и везде работает безотказно.

Если б Евгения Осиновского и его единомышленников завезли к нам с Марса, еще можно было бы как-то понять их странное мышление. Но они ведь выросли в стране, которая сделала немалые деньги на разнице цен с весьма дорогой Финляндией, особенно цен на алкоголь и сигареты. На их же, черт возьми, глазах! Которые отказывались признавать реалии даже тогда, когда журналисты на пресс-конференциях наперебой пеняли в ту пору министру здравоохранения и труда Осиновскому, что жители Эстонии и даже финны совершенно закономерно после взлета у нас цен стали массово наведываться в Латвию за дешевым алкоголем.

Каковы итоги столь странной антиалкогольной политики? В 2017 году подушевое потребление спиртного не снизилось, более того, по данным соцопроса Института Конъюнктуры, даже чуть выросло — на 0,1 литра. Однако катастрофически упали акцизные сборы, поскольку продажи рухнули ниже всяких ожиданий. Недобор составил 54 млн евро от заложенного в бюджет плана, который и так был понижен на 39 млн, когда стало ясно, что рынок скукоживается сильнее слишком оптимистичных прогнозов. В итоге сумма полученного акциза оказалась на 22 млн ниже, чем даже в 2016 году, когда налоги были куда скромнее. Зато бюджет Латвии получил замечательный подарок в пару десятков миллионов сверхплановых акцизных сборов, благодаря в разы выросшему вывозу алкоголя в Эстонию и Финляндию.

Сложнее подсчитать общие потери от столь нелепой политики, но ясно, что можно добавить десятки миллионов ущерба в смежных отраслях. В центре Таллина терпят большие убытки магазины, ориентировавшиеся на финских туристов; по всему югу Эстонии закрываются сельские магазинчики, которым продажа спиртного помогала держаться на плаву; собственно производство алкоголя переживает тяжелейший кризис. Главные последствия еще впереди, когда кончится запас прочности у тех, кто пока как-то выживает вопреки всему, а финский ”алкотуризм” окончательно перестроится на Латвию.

В заботах о сохранности лица

Нормальное земное правительство после такого провала должно бы извиниться перед народом и уйти в отставку, чтобы преемники могли заняться срочным исправлением ситуации. Или хотя бы само отыграть назад. Но у нас правительство, видимо, все же с Марса. Поэтому натужно пытается сохранить лицо, по-тихому ”по собственному желанию” сдвинув в тень лишь Осиновского, который по-прежнему рассказывает во всех интервью какой он молодец. А на днях, нисколько не смущаясь, заявил, будто ”…прошлогодние данные по потреблению алкоголя показывают, что многие люди стали меньше пить”.

То есть зафиксированный, пусть скромный (на 0,7%), но все же рост потребления алкоголя глаза господину экс-министру так и не открыл. Люди ездят в соседнюю страну и покупают про запас надолго, поэтому многие неизбежно начинают пить больше, ибо в доме полно алкоголя на расстоянии вытянутой руки. Если кто-то действительно из-за подорожания стал пить меньше, стоит ли это такой цены?

Все, на что готово нынешнее руководство страны — это приостановить повышение акцизов (да-да, планы были совсем другие!) и терпеливо ждать, когда латвийские цены приблизятся к нашим и естественным образом снизится завоз алкоголя с юга. На что уйдут многие годы.

Наше счастье, что прошлый год для экономики был успешнее всех прогнозов и бюджетную дыру, вызванную недобором акцизов на алкоголь, закрыли превышением поступлений по другим статьям. Но везение вечным не бывает. В нынешнем году экономический рост уже понемногу замедляется. Впереди еще маячит сокращение евродотаций примерно на полторы сотни миллионов в год.

Остается лишь надеяться на парламентские выборы и новое правительство, которое исправит положение. На нынешнее рассчитывать нечего. Оно скорее начнет брать кредиты для латания бюджетных дыр, чем признается в своих просчетах.

Какое чувство вызвала у вас эта статья?

Радость
Удивление
Интерес
Никакое
Грусть
Злость
Поделиться
Комментарии