Педагоги, психологи, суицидологи, психиатры в один голос твердят: ребенок, считая, что смерть — нечто вроде длительного сна или способа попасть в иной, прекрасный мир, пытаются избавиться от переживаний, уйти от трудностей. И при этом все специалисты признают: тема добровольного ухода детей из жизни изучена недостаточно, а бороться с тем, чего ты не понимаешь, как известно, крайне трудно.

Так что же делать? Неужели нет способа спасти наших детей?

С этими вопросами DELFI обратился к болгарскому ученому, который на протяжении многих лет занимается проблемой детских самоубийств — профессору кафедры общей, экспериментальной и генетической психологии Софийского университета Ивану Тоневу Димитрову.

- Сегодня, господин профессор, многие говорят, что проблема детских суицидов приобрела уже эпидемический характер. Вы с этим согласны?

- Абсолютно. Причём особенно тревожно то, что среди совершающих попытки самоубийства появляется всё больше 10-14-летних. И большинство авторитетных учёных, пытаясь выяснить, почему дети уходят из жизни по собственному желанию, ставят на первое место депрессию, а на второе — реакцию на условия жизни.

- То есть причины детских самоубийств совпадают с мотивами взрослых суицидантов?

- Некоторые исследователи именно так и считают, однако я с таким подходом не согласен. Суицид среди детей, подростков и юношей имеет иную подоплёку. Деструктивное детское поведение является индикатором болезненного перехода от детства к зрелости, и это состояние ещё более отягощают некоторые социальные факторы, такие, как потеря близкого, значимого для ребёнка человека, особенно если тот уходит из жизни через суицид. Однако речь может идти не только о смерти одного или обоих родителей, но и об их разводе или вызванном теми или иными причинами эмоциональном дистанцировании.

Вообще сегодня психологи в один голос заговорили о распаде семейных ценностей.
Чем отличается традиционная семья от современной? Ответ очевиден: сплочённостью, солидарностью, взаимностью, а также строгим распределением ролей и обязанностей.

Приведу в качестве примера Болгарию, где семья испокон веков считалась главной ценностью жизни, и практически любой ребёнок имел поистине королевский статус. Что мы имеем сегодня? Болгария потеряла 22 процента населения, в первую очередь, людей репродуктивного возраста. Это — крайне тревожный показатель, но, увы, далеко не единственный. В стране высокий уровень безработицы, люди с большим трудом адаптируются к социально-экономическим и политическим переменам, и результат налицо — семейная солидарность осталась в прошлом.

Чувство сопричастности к проблемам близких — тоже. В семье усиливаются индивидуалистические императивы. И как следствие — ребёнок теряет королевский статус, о котором я говорил.

- К сожалению, подобное происходит и в Эстонии. Но, господин профессор, трагедии ведь происходят и во вполне благополучных семьях…

- Верно. Причиной детского суицидального поведения чаще всего является совокупность целой группы факторов. Один из них — переживаемое детьми смущение, вызванное происходящими с ними физиологическими метаморфозами. По крайней мере, именно так многие девушки реагируют на своё тело. Казалось бы, у них всё хорошо в школе, нормальные отношения с родителями и прекрасные — со сверстниками, однако закрадывается мысль: я толстая! Недовольство принимает навязчивый характер и, в конце концов, становится основанием для того, чтобы предпринять попытку самоубийства.

Во многих случаях причиной суицидального поведения становится интимная сфера, прежде всего, расставание с любимым человеком.

И есть ещё один, не менее значимый фактор: в 12-13 лет подростки борются за независимость от взрослых и, как следствие, бросаются в объятья группы сверстников, которая зачастую ещё более авторитарна, чем родители.

- Не то слово! В начале года в Кохтла-Ярве погибли два мальчика, которые играли со сверстниками в некую ”игру на выбывание”…

- Вообще-то девушки чаще предпринимают опыт самоубийства, чем юноши, но у молодых людей такие попытки в значительно большем числе случаев заканчиваются уходом из жизни. Правда, если суицид мальчика удаётся предотвратить, он вряд ли повторит подобный эксперимент, а женщины в течение жизни могут неоднократно прибегать к подобным способам решения проблем.

- Ситуация страшная. Но неужели нет способов её переломить?

- В превентивной работе с подростками необходимо учитывать, что основная причина детского деструктивного поведения — несовпадение между внутренним и внешним миром, а сейчас некоторые деятели принялись настойчиво, наступательно деформировать, разрушать семейные ценности. К чему это может привести, я думаю, предугадать несложно. Поэтому, давая ответ на ваш вопрос, повторю слова знатока человеческой психики Льва Толстого: ”Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”…

Поделиться
Комментарии