В качестве следующего срока, к которому нужно разрешить долговой кризис Греции, было назначено прошедшее воскресенье. Для того, чтобы весь процесс и его участников продолжили хоть сколько-нибудь воспринимать всерьез, требовалось решение. Четкое решение, начнет ли Греция проводить изменения и возьмет курс на выполнение критериев евро или выйдет из еврозоны со всеми долгами, которые все же нужно вернуть. Дальнейшее затягивание ничего не изменит к лучшему.

Конечно важно, что в понедельник утром пришли к соглашению. Grexit был бы ужасен, прежде всего, для жителей Греции, но и для Евросоюза в целом. В то же время, все-таки еще нет ничего окончательного. Критерием правды является, как известно, практика, и до реальных следующих шагов Греции ни в чем нельзя быть уверенными.

Продемонстрированное в последние месяцы поведение Греции и выступление Ципраса перед Европарламентом в среду полностью прояснили, что до сих пор разговор не шел, прежде всего, о цифрах, суммах, технических критериях. Между нынешним правительством Греции и остальным Евросоюзом большая разница в установках. Так, Ципрас обвинил в долговом кризисе Греции, главным образом, остальную Европу, потребовал списания значительной части долгов и прекращения дачи указаний Греции. Таким образом, получило подтверждение то, что было довольно ясно и с объявлением референдума, что в число предпочтений нынешнего правительства Греции не входит продолжение выплаты кредитов ранее согласованным образом и проведение серьезных реформ, чтобы финансы государства можно было снова поставить на ноги.

В то же время, хватило обвинений в адрес тех стран, которые на протяжении последних пяти лет поддерживали и помогали Греции, зачастую и ценой роста своих внутренних напряжений. Множество стран с более низким уровнем жизни, чем в Греции, помогали ей, потому что считали, что это правильно. И теперь неожиданно получили этот ряд несправедливых обвинений.

Лидеры стран Европы не могут в нынешней ситуации уступить вымогательствам греческого правительства. Нельзя укреплять в греческих левых популистах самоуверенность и ложное представление, что у них есть рычаги, чтобы создать всей Европе много забот. Точно нельзя в сегодняшней ситуации говорить об уменьшении долгов.

Вдобавок нужно помнить, что правительства приходят и уходят и в Греции. Если и с нынешним правительством все-таки невозможно вести разумное сотрудничество, то придет следующее. В конце концов, от нынешней ситуации и поведения своего правительства страдает, прежде всего, большая часть греческого народа. Банки закрыты, никто не знает, когда их откроют. Выход из еврозоны, к сожалению, больнее всего ударил бы по обычным грекам, из которых чуть более 60% на референдуме неделю назад выразили поддержку действиям Ципраса…

Для того, чтобы вообще как-то удержаться на уровне, Греция нуждается в ближайшее время еще в 50-55 миллиардах евро. Долговая нагрузка уже составляет более 300 миллиардов. Поэтому даже без плохих кредиторов должно быть ясно, что жизнь выше своих сил продолжается, однако до последнего момента греческое правительство все же не было готово ни к пенсионной, ни к налоговой реформе. Только говорило о кредиторах и поддерживавших Грецию в последние пят лет как о вымогателях и террористах.

Каков же план "Б" Ципраса — было непонятно и неизвестно. Ни одной адекватной другой программы, которая улучшила бы положение Греции, на самом деле, невозможно себе представить. Такой программы в современном мире просто не может быть. Очевидно, к ночи воскресенья это наконец понял и Ципрас.

Поэтому позиция лидеров Эстонии и других стран Европы должна быть по-прежнему четкой. Время принятия решений пришло — Греция либо начнет реформы, либо выйдет из еврозоны, если не выполняет и не собирается выполнять условия. Списание долгов невозможно. Греция должна уважать усилия других, в том числе более бедных, чем она стран, прикладываемые для помощи Греции. И при всем при этом нужно помнить, что это не конец истории. Правительства приходят и уходят, и удельный вес здравого рассудка при ведении государственных дел иногда неустойчив.

Европа не должна быть заложником экстремистов, которые пытаются натравить и страны Евросоюза и еврозоны друг на друга. Это, надеемся, тоже один из уроков последних месяцев.

Поделиться
Комментарии