Райнер Нылвак не сумел повторить свой прошлогодний успех: собрать и организовать несколько десятков тысяч людей, несмотря на массированную рекламу в 0 крон.

Информационная – прежде всего – удача проекта по уборке мусора „Сделаем 2008“ заключалась в простоте задачи, поставленной перед потенциальными участниками. Этой весной инициатива вылилась в совершенно невнятное по целям и организации мероприятие. Поэтому вместо планируемых 100 000 волонтеров в мастерские набрали по одним подсчетам около 7500 человек, по другим – 11 000.

Вначале финансовые затраты составили менее миллиона крон, уже через месяц годовой бюджет увеличился до 3,2 млн крон. Г-н Нылвак называет спонсорами Kodanikuühiskonna Sihtkapital и Eesti Telekom, потом деньгами поможет и Европейская комиссия, а на сайте кампании – Swedbank.

Небольшое добавление: за месяц до старта акции на сайте minueesti.ee в списке спонсоров проскочила и Государственная канцелярия – позднее переехав в список партнеров, куда входит множество государственных учреждений: министерства внутренних дел, социальных дел, иностранных дел, образования и науки, Центр развития государственных инфосистем, Бюро министра народонаселения Урве Пало и другие – но по-прежнему числится как спонсор на сайте недоходного объединения Praxis, руководитель которого, Айн Аавиксоо, является по совместительству одним из вдохновителей проекта „Моя Эстония“.

А Kodanikuühiskonna Sihtkapital, учрежденное правительством республики, права учредителя осуществляет Министерство внутренних дел, едва ли можно назвать организацией, не имеющей ничего общего с политикой, тем более целью фонда является распределение финансов из государственного бюджета на развитие гражданского общества. Кроме того, в совет Sihtkapital входят самые что ни на есть государственные деятели: депутаты Рийгикогу Пауль-Эрик Руммо (он же член совета Фонда интеграции) и Томас Трапидо, советник в Европарламенте Пеэп Мардисте, старший научный сотрудник Международного центра оборонных исследований Юхан Кивиряхк; совет возглавляет директор по развитию AS Edelaraudtee Тийт Рийсало, до этого бывший председателем Союза некоммерческих объединений и фондов Эстонии (EMSL).

В итоге „Сделаем - 2009“ это фактически государственный проект и финансируется в основном на государственные средства, исключая помощь Европейской комиссии; можно лишь догадываться о пропорциях государственной, частной и европейской денежной поддержки.

Но, учитывая наши реалии, другой сценарий был маловероятен. Недаром 27 марта команда „Сделаем!“ заручились поддержкой в Рийгикогу, открыто признала готовность сотрудничать с властью. Выступление на открытии „штурма“ президента Ильвеса и участие Эвелин Ильвес легитимизировало проект. Подобный масштаб и свободная реклама в газетах и на телевидении могли быть только с одобрения и с помощью государственных структур, иначе инициатива эстонских граждан потерялась бы в интернете или, если добровольцы действуют энергично, попала в ежегодник КаПо. Желающие сэкономить за счет благотворительности европейских фондов, взятые под покровительство (т.е. партнерство) старших объединений, перенесли бы свою деятельность на бумагу, став тем самым невидимыми для обывателя.

Русским опять тут не место

Неточность и размытость вбрасываемой в СМИ информации о „Моей Эстонии“ вызвали недоверие к „мозговому штурму“. Хотя Нылвак всячески демонстрировал абсолютную прозрачность и политическую неангажированность кампании, щедро раздавая интервью, в том числе и в ответах на вопросы русскоязычной аудитории на Delfi, ему не хватало убедительности и четкости изложения своих тезисов. 

Очевидно, Нылвак и сам плохо представлял результат „штурма“, поэтому его раздражало недоверие аудитории, однако он все же пытался сохранить лицо - в отличие от координатора акции Эвы Трууверк, которая прямо советовала не критиковать акцию тем журналистам, кто не придет на „мозговой штурм“.
Для организаторов „мозгового штурма“ характерно неприятие критики, что свидетельствует о

неготовности работать с людьми. В этом причина детской обиды на скептиков: мы поставили вам стулья и завезли шоколад, а вы нам не верите. Почему не верят? Да потому, что даже на имитацию заседаний Рийгикогу и Европарламента молодежи не предлагают захватить с собой корзинку для пикника. По крайней мере руководителям „штурмовых“ мастерских устроили специальные тренинги, тогда как косноязычие „Человека года 2008“ и его единомышленников - показатель бескорыстия, само по себе авторитетно и в исправлении не нуждается.

Больше всего от непрофессионализма организаторов пострадали русские. Лоббировать кампанию в местной русской прессе поручили неопытной студентке Татьяне Лавровой. В телепередачу „Прямая речь“, приуроченную к Первомаю, Лаврову позвали представлять русское лицо эстонского проекта. Говорила она не без воодушевления, но шаблонными фразами – слово в слово из собственных переводов c minueesti.ee. Присутствовавшему на том же эфире г-ну Нылваку, казалось, есть что добавить. Но нет.

Заметим: через неделю после „мозгового штурма“ г-н Нылвак в передаче ETV Tähelaev умыл руки, сообщив, что подобными акциями в следующем году он заниматься не будет и как улучшить жизнь Эстонии - не знает.

Именно вялотекущее любительство способно зарубить на корню даже хорошую идею. Прошел почти месяц. Тишина. Только небольшая скверно написанная новость от 21 мая о мастерской для детей в Нарвской центральной библиотеке. Татьяна Лаврова выплескивает накопившиеся эмоции в своем блоге, живописуя личную нехватку времени, недоброжелательность и неактивность русской публики, проделанную работу, которую ни ей, ни ее „двум с половиной“ неизвестным помощникам никто не оплачивал. 

Последнее – бесплатную работу – кроме шести опять же неизвестных, получавших зарплату, команда „Моя Эстония“ рекламировала особенно агрессивно. Это, по замыслу пиарщиков „Сделаем!“, должно было привлечь людей больше всего.

Теперь, читая блог любителя, оскорбленного в лучших чувствах, понимаешь, что для поиска национальных идей не стоит прикрываться бутафорскими фигурами добровольцев – за ними все равно стоят государственные и полугосударственные фонды – лучше приглашать специалистов и переводчиков, платить за их труд . Несомненно, так бы и поступили, но основные силы брошены на летние и осенние выборы.

Поделиться
Комментарии