В общем-то, на этом месте статью можно заканчивать, потому что для думающего и понимающего человека и так все ясно. За последний месяц мы насмотрелись и наслушались такого, что тот, кто следит за новостями, прекрасно в курсе происходящего и сам наверняка приходит к тем же выводам.

Но поскольку у политиков есть фанаты, слепо верящие всему, что говорят их кумиры, приведу некоторые основополагающие примеры и аргументы, крыть которые коалиции совершенно нечем, а доносящиеся до общественности оправдания напоминают детский лепет.

Внимание на зарплаты

Начнем с самого очевидного — повышение не облагаемого налогом минимума. Пункт однозначно важный для соцдемов и IRL. Вторые так вообще предлагали поднять его до 500 евро. Но это — предвыборное бла-бла-бла. По факту же в ходе коалиционных переговоров сначала была озвучена цифра 225, а затем сошлись и вовсе на 205 евро в месяц. Причем повышение будет осуществлено не сразу, а постепенно. Чувствуете разницу?

Правда, IRL продавил попавшее таки в коалиционный договор возвращение подоходного налога для низкооплачиваемых работников. Но это — благое дело лишь отчасти, потому что, по сути, может получиться странная компенсация для тех, кто получает зарплату в конвертах. К тому же цифры явно не сходятся. Правительство говорит, что для покрытия этих расходов запланировано 30 млн евро, хотя то, что обещал IRL, должно было стоить порядка 450 млн.

А вот минимальная зарплата — один из предвыборных коньков соцдемов — прописана в коалиционном соглашении очень скромно. Никаких конкретных цифр, только планы довести ее до размера 45% от средней заработной платы по стране. А это — общеевропейская норма и то, что без всяких договоров так или иначе у нас декларировали всегда.

Микс из кастрированных обещаний

Многие решения, которые до выборов вроде как были приняты, на деле сейчас оказались подвешенными в воздухе. Перед коалицией стоит целый ряд вопросов, ответов на которые общественность еще не получила.

Например, что в итоге будет с государственным алиментным фондом, созданию которого так противились некоторые видные реформисты? Или как коалиция собирается принимать Закон о сожительстве, если члены IRL были чуть ли не самыми рьяными его противниками? Почему вдруг наступила полная тишина в вопросах реформы трудоспособности, о которой так много говорили и писали до выборов?

Справедливости ради стоит отметить, что какие-то позитивные вещи в коалиционном договоре все же прописаны. Скажем, рост детских пособий. Не много — на 15 евро, но лучше, чем ничего. Расплывчато и непонятно написано про муниципальное жилье и бесплатные кружки, так что это за конкретное обещание и — тем более — руководство к действию считать нельзя. Зато на 1% снизили социальный налог.

В общем, если до выборов говорили, что нам нужна целая налоговая реформа, то сегодня получается не реформа, а какой-то непонятный микс из кастрированных обещаний разных партий.

Министры и Excel

Зато появились неожиданные ”сюрпризы”, которые ни в одной предвыборной программе прописаны не были. Я имею в виду повышение акцизов и отмену льготной ставки 9% НСО для гостиничных предприятий. Первое ведет ко всеобщему подорожанию, а второе способно если не убить, то серьезно ранить туристический сектор, который после резкого сокращения потока туристов из России и так переживает не лучшие времена. Меры настолько неоднозначные, что даже внутри самой коалиции чуть ли не ежедневно находится новый несогласный, рекомендующий передумать.

Создается впечатление, что эти идеи родились впопыхах, просто потому, что столбики ”дебет” и ”кредит” в какой-то момент слишком разошлись. Видать, не зря бывший экономический советник премьер-министра Рута Арумяэ язвительно говорила о том, что серьезным макро- и микроэкономическим анализом в правительстве никто не занимается, а решения принимаются путем сложения доходов и расходов в программе Excel.

Сомнения в том, что у правительства есть хоть какое-то видение, как развивать экономику страны, весьма велики. Нам объявили, что главный приоритет — административная реформа. И что? Опять, поди, собираются Таллинн мучать. Или случайно перед выборами отдельные реформистки предлагали разделить столицу на три разных самоуправления? Только при чем тут административная реформа? Давайте честно запишем в коалиционный договор, что главный приоритет — любым путем отобрать власть в Таллинне у центристов.

Русский вопрос и грустный итог

Пресловутый русский вопрос даже трогать не хочется. При всей невнятности и противоречивости планов и идей экс-министра образования Евгения Осиновского, надо признать, что он хоть что-то говорил и делал. Но, войдя в коалицию, его же родные соцдемы не предлагают уже ничего.

Из договора трех партий, напротив, можно вычитать планомерное уничтожение русской школы как таковой (пункт о том, что надо стимулировать русских родителей отдавать детей в эстонские школы). Ну а еще для русских прописано обещание учить эстонскому бесплатно, хотя точно такое же обещание было и в предыдущих коалиционных договорах.

В общем, как говорят в школе учителя математики при решении задачек, что и требовалось доказать: партии ради того, чтобы попасть в правительство, готовы с легкостью отказаться от своих идей и обещаний, за которые они яростно боролись во время предвыборной кампании. Мы же теперь имеем безликое правительство, с набором действий которого Эстония определенно не движется в сторону достижения благополучия общества и повышения благосостояния. И планы правительства, увы, не решают проблему оттока людей за границу и не распределяет общественные блага более справедливо.

Поделиться
Комментарии