Первой волной масштабных преобразований, которую я хорошо запомнил, стали стройки и перестройки накануне Олимпиады 1980 года. Тогда были возведены по тем временам роскошный Олимпийский центр, новое здание аэропорта, отель "Олимпия" (которые во многих советских фильмах фигурировали в качестве образчика западной архитектуры), большое жилое здание с магазином "Кодутарве"… Было расширено Нарвское шоссе. Снос детской больницы на улице Лайкмаа позволил создать между отелем "Виру" и зданием "Дома быта" просторную площадь. В общем, к большому спортивному празднику в Таллине на основных магистралях были созданы очень неплохие фасады.

В то же время в архитектуре города наблюдалась одна странная закономерность. Стоило отойти от основных магистралей на несколько сот метров, и вы очень часто оказывались в самых настоящих трущобах. Существовали целые районы полуразвалившихся деревянных построек, на которые городские власти не обращали почти никакого внимания. Вместо этого воздвигались огромные массивы безликих панельных новостроек. Ыйсмяэ, в принципе, можно было назвать довольно интересным районом с удачным планированием. А вот к Ласнамяэ с невероятно перепутанными дорогами и немыслимыми адресами, когда по улицам ориентироваться нет никакого смысла, потому что их как таковых просто нет, надо было привыкать довольно долго.

В первые годы после наступления эпохи капитализма объемы строительства сошли на нет, новых зданий возводилось очень мало. Однако с середины девяностых, когда экономика пошла в гору, начался бум строительных и реставрационных работ.

Совершенно преобразились многие промышленные кварталы, такие как комплексы "РЭТ", "Ээсти каабель", "Ильмаризе", соляные склады Роттермана, были воздвигнуты башня отеля "Рэдиссон-САС", здание "ЭВЕА-Банка", которое занимает теперь "Сампо", были соединены, наконец, Таммсааре теэ и Ярвевана теэ, Смуули теэ и Петербури теэ. Вместе с тем, в центре Таллина вырос ужасающий своей угловатостью "кристалл" "Юхисбанка", окрестности Певческого поля испортило, на мой взгляд, неуместное в том месте, где его воздвигли, многоэтажное здание венгерского посольства…

Но город продолжает развиваться. Ведется строительство очень важной Северной магистрали, призванной разгрузить Нарвское шоссе в пределах Кесклинна, идут к концу работы по соединению Тартуского шоссе (которое намечается затем существенно расширить) и бульвара Рявала с выходом на Пярнуское шоссе. Возникли несколько небольших районов новых застроек, представленных в основном индивидуальными и рядными домами.

Совсем скоро начнется застройка и радикальное преобразование площади Виру и ее окрестностей. Пространство между отелем "Виру" и "Домом быта" предполагается наполнить стеклом и бетоном. Здесь должны быть построены три торговых центра, два офисных здания, культурный центр и многоэтажная автопарковка.

Гигантский по объему запланированных капиталовложений проект не так давно был представлен на обсуждение таллинской общественности. Глядя на проект, я испытываю довольно противоречивые чувства: красиво, но тесно. Несмотря на то, что застройка лишит центр практически единственного крупного участка открытого пространства, во имя создания которого в свое время и была снесена детская больница, на состоявшемся несколько месяцев назад в ресторане "Роозикрантси" обсуждении не прозвучало никаких возражений. И это притом, что все генеральные планы развития Таллина, начиная с 1913 года, предусматривали создание в этом месте более-менее открытого пространства.

Однако недавно обнаружилось, что Таллин ожидает куда более серьезная проблема. Облюбовавшие Пирита фирмы недвижимости предоставили городским властям проекты детального планирования ряда участков, под застройку которых предполагается вырубить половину лесов административной части — 400 га. Если проекты одобрит горсобрание, от леса будет "освобождена" территория, равная площади двух Княжеств Монако. И это в то время, когда в городе немало перспективных для застройки пустырей.

К примеру, генеральный план развития Таллина, разработанный в 1913 году прославленным финским архитектором Элиэлем Саариненом, предполагал, что одним из престижных районов станет… нынешний Ласнамяэ, вернее, та его часть, которая расположена в непосредственной близости от нависающего над Кадриоргом глинта, с которого открывается великолепный вид на море и Старый город. Несколько лет назад, кстати, была идея застроить частными и рядными домами район Паэвялья, но проект не получил необходимого финансирования.

В конце прошлого года горуправа приостановила рассмотрение всех проектов детального планирования в Пирита до утверждения генерального плана развития города. Хочется надеяться, что в отношении Пирита будет найдено приемлемое решение, которое позволит сохранить большую часть так милых нашим сердцам пиритаских лесов.

Только вот жизненный опыт (в том числе недавний) подсказывает мне, что без нашего, уважаемые горожане, вмешательства, надежды эти могут быть похоронены под толстым слоем опилок…

Поделиться
Комментарии