В некотором царстве, в некотором государстве существовал древний обычай. Когда умирал король и престол переходил к его наследнику, глашатаи извещали об этих двух событиях одновременно. Длительного перерыва между ними не делалось, ибо не может же некоторое царство, некоторое государство существовать без короля. Выработалась даже специальная формула на этот случай, которая объединяла в себе смерть одного монарха и рождение нового. Она звучала так: "Король умер! Да здравствует король!" Но так как все же не очень удобно произносить "за упокой" и тут же сразу "за здравие", между этими двумя фразами делали маленькую паузу. Совсем маленькую — для приличия.

Часть первая. "Король умер!"

Я хочу процитировать отрывок из одной моей старой статьи:

Прошедшие выборы в местные органы власти могли бы стать переломными для русской диаспоры… Но никто не ожидал, что проигрыш будет таким оглушительным…
Самое поразительное во всем этом — реакция самих русских политиков на этот провал: виноваты все, кроме них самих. Тут и эстонские партии, набравшие "очки" на русском электоральном поле, и спонсоры, не пожелавшие оказывать финансовую помощь, и происки оппонентов, выплеснувших накануне выборов массу компромата на лидеров русской диаспоры и т.п.
…Говорят, что после драки кулаками не машут. Однако, впереди более ответственный этап — мартовские выборы в эстонский парламент — Рийгикогу. "Русский вопрос" в Эстонии по-прежнему не решен, многие наши проблемы отложены на неопределенный срок….

Эта статья была опубликована в 2002 (!) году сразу после муниципальных выборов. С той поры прошло семь лет. Нынешний провал русских политиков еще более оглушительный. Тогда, в 2002-м, была еще надежда, что "смена караула" в русской политической элите вот-вот произойдет, и что-то сможет измениться во внутренней политике Эстонии. Сейчас могу с сожалением констатировать, что я ошибался. Напомню, мартовские 2003 года выборы в Рийгикогу русские партии "успешно" проиграли. Впрочем, как и муниципальные 2005-го, и парламентские 2007 года. Я уже не говорю о полном крахе на нынешних осенних в местные органы власти. Это дало основание эстонским политикам утверждать, что "время национальных партий прошло". При этом, очевидно, они имели в виду "русские" партии. Эстонские политики по-прежнему не отказались от принципа "приоритета коренной нации".

Прошли годы, а русская политика по-прежнему у "разбитого корыта". Этой осенью доходило до смешного — одна из партий трижды(!) не могла принять решение по участию в выборах, так как не могла собрать кворум (6 из 12 членов) своего Правления! А ведь выборы для любой партии, как олимпиада для спортсмена — своеобразный итог работы за определенный период, оценка деятельности и возможность реализовать свои идеи и планы.

Избирательный союз, в формировании которого участвовали две русские партии с общей численностью более 3 тысяч (!) членов, не смог набрать в свой таллиннский список хотя бы 80 кандидатов (по числу мандатов в Таллиннском горсобрании).

Другая группа политиков, такая же малочисленная, сгрудившаяся в списке "имени себя", за основу своей программы взяла лозунг незабвенного махинатора О. Бендера "Европа нам поможет!".

Но в той же Европе обостряются межнациональные проблемы. Почти каждый второй европеец предвзято относится к иностранцам. Такие данные содержатся в недавнем докладе под названием "Проявление человеконенавистничества по отношению к представителям отдельных групп населения в Европе", подготовленного Институтом исследований конфликтных ситуаций и насилия в Билефельде. Аналитики отмечают, что Европарламент после летних выборов по своему составу стал более правым, более радикальным в отношении национальных вопросов.

Короче, разговор о "русской политике" и "делах минувших" можно закончить первой частью той самой фразы, а именно: "Король умер (точка)".

Часть вторая. "Да здравствует король …"

В подзаголовке я намеренно не поставил восклицательного знака, как того требует традиция, или вопросительного, как это отвечает нынешним реалиям "русской политики". Общество, где людей делят по национальностям, — больное общество, а межнациональную рознь нельзя быстро вылечить изменениями в законодательстве или самыми правильными призывами. Требуется политическая воля и мудрость лидеров страны, а главное — время, много времени, может даже жизнь целого поколения. Почти 20 лет минуло с того времени, когда Эстония стала независимым государством. Многое изменилось как в мире, так и в самой Эстонии. Изменилось и наше общество, но неизменным, я полагаю, остался "русский вопрос", особенно в части "Что делать?".

Поражение русских политических сил, пусть даже слегка пополненных новыми фамилиями, на нынешних муниципальных выборах, на мой взгляд, закономерно. И дело здесь не только и не столько в отсутствии ресурсов и новых общепризнанных лидеров, в противодействии государственных структур, в мощной "промывке мозгов" электората идеологами теории "маарахвас", в слабой информированности русского избирателя, в предательстве, не побоюсь этого слова, интересов своих соотечественников со стороны некоторых ведущих политиков и политических сил России.

Все перечисленное, как говорится, "имело место быть", но основная причина, на мой взгляд, в другом. Русские политики все еще продолжают играть чужую игру на чужом поле и по чужим правилам. И имя этой игры — "интеграция". Все последние социологические исследования и опросы общественного мнения свидетельствуют о том, что эстонцы не готовы признать русских частью общества и, надо думать, это будет продолжаться долго.

В наших условиях идеологией НОВОГО русского общественно-политического движения должно стать создание явочным порядком правовой основы СЕГРЕГАЦИИ или "раздельного проживания". Лозунг движения может быть простой: "Не можем жить вместе, будем жить рядом!". В принципе, сегрегация в Эстонии в неявной форме уже существует, причем давно. Я считаю, что она требует ЛЕГАЛИЗАЦИИ.

Здесь уместно напомнить русскую поговорку: "Со своим уставом в чужой монастырь не ходят". Вот и давайте, исходя из того, что в Эстонии два "монастыря" — русский и эстонский, будем знакомить и знакомиться с "уставами", изучать основные каноны соседнего монастыря и думать, что между ними общего, что можно объединить или изменить, а во что ВЛЕЗАТЬ НЕЛЬЗЯ!

Если хотите, своего рода автономия. Но не "культурная" с балалайками и плясками, больше ориентированная на "вышибание" подачек от государства, и не "территориальная", от упоминая которой у эстонского обывателя может приключиться икота. Автономия в мозгах, в понимании своего места и места русской общины в нашем обществе. Ничто не мешает нам НЕ покупать товары без информации на русском языке. Мы вправе НЕ посещать магазины, ателье, мастерские, где нас не могут или не хотят обслуживать на русском. Мы имеем полное право выбирать себе врача, который не выкинет наш паспорт в урну только за то, что пациент обратился к нему на русском языке. Мы можем НЕ сотрудничать с фирмами, руководство которых главным критерием профессионализма работника считают его национальность. Есть возможность оглашать фамилии государственных чиновников, которые, получая зарплату из кошелька налогоплательщика, отказываются говорить на родном языке 1\3 населения страны. У родителей есть право определять язык обучения своих детей. Можно продолжить список того, что мы имеем право делать для реализации двухобщинной формы существования государства, не нарушая законодательства страны. Есть и европейский опыт подобных форм.

И здесь необходима, вопреки всем уговорам и разговорам, "национальная" русская партия, стоящая на позиции "две общины — одно государство". Новая партия, на мой взгляд, программой-минимум должна считать достижение "позитивной дискриминации".

Позитивная дискриминация — это политические меры, направленные на принятие во внимание пола, расы или этнической принадлежности субъекта с целью обеспечения равенства возможностей для представителей групп населения, подвергающихся или подвергавшихся ранее дискриминации. Сфера деятельности такой политики варьируется: от приёма на работу и размещения госзаказов до просветительской работы и программ здравоохранения. Основная идея позитивной дискриминации состоит в том, что общество, допустившее или допускающее дискриминацию отдельных социальных, этнических и прочих меньшинств, должно компенсировать нанесённый таким образом вред за счёт большинства. (см. "Википедия")


По мнению Комитета ООН по правам человека, в соответствии с принципом равенства, государствам иногда приходится применять меры позитивной дискриминации с целью смягчить или устранить условия, которые становятся причиной или способствуют сохранению дискриминации.

Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации устанавливает (статья 2.2), что в случае необходимости Государства-участники обязаны принимать меры позитивной дискриминации с целью устранения систематической дискриминации.

Практика "позитивной дискриминации" используется во многих странах, таких, к примеру, как США, Канада, Бразилия, Китай, Япония, Франция. Особенно нагляден пример нашей северной соседки — Финляндии. Про Македонию и Охридские соглашения я скромно промолчу…

Я думаю, что вопрос о двухобщинной форме существовании государства можно обсудить на предстоящем Русском Конгрессе.

Поделиться
Комментарии