Что же это такое — 1 мая? Раньше — демонстрация трудящихся, день их солидарности. Субботники. Потом трудящихся как будто не стало. Конечно, физически они не перестали существовать, но поскольку никто уже не демонстрировал солидарность, то и люди труда исчезли из картинки мира. Другие стали себя демонстрировать.

Несомненно, сказалось и отторжение, вызванное скучным официозом позднего советского времени, обязаловкой: не пойдешь на демонстрацию 1 мая — выговор по профсоюзной линии, лишим прогрессивки и т.д. Многие вопрошали: ну какие, скажите на милость, трудящиеся, и какая у них солидарность в конце ХХ века? Что, дел других по весне нет — на демонстрации ходить или на субботниках за бесплатно на дядю корячиться?! Были дела, конечно, и сейчас есть, а как же. У каждого имеются. Но от "советского пережитка" поспешили избавиться, термины изжили, забыли.

Само понятие-то осталось, конечно. Оно и вернулось сейчас к нам под немного непривычным названием толока. Владимир Иванович Даль, его, к примеру, в этом значении не знал и в словарь свой не включил. В данном случае не показатель, конечно, так как очевидно, что традиции совместного труда имеют давние корни. В деревнях домА ставили всем миром, большие уборки проводили — созывали народ, потом, понятное дело, угощение добрым людям, благодарствие за помощь. Хотя, конечно в этот временной промежуток между отменой субботников и солидарности трудящихся и возвращением толоки подобный совместный труд никуда не исчезал.

Садоводческие и гаражные кооперативы, хорошие квартирные товарищества, просто добрые соседи в деревнях, поселках и маленьких городках — все они в конце весны выходили и делали что-то вместе. Это и есть настоящая, не казенная, без шаров и громких речей с трибун, без колонн и транспарантов демонстрация солидарности. Показать, что мы — нормальные, хорошие, добрые люди, что мы друг друга понимаем, разделяем общие ценности, что мы солидарны. Мы — коалиция добрых людей. Все эти термины сейчас, увы, замусолены политиками, но если отбросить все наносное, то откроется их истинное значение. "Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке".

Все мы видим, как много за эти же последние годы (конечно же, не потому, что отменили субботники) появилось людей, безразличных к мнению, поступкам и труду других. За собой, наверное, тоже замечаем. Все начинается с мелочи — кинул бумажку мимо урны, елку оставил в сугробе у мусорного бака (хорошо еще не просто из окна вышвырнул), строительный хлам вывез не на полигон, а на ближайший пустырь — а что я, там уже и без меня навалено!.. Пусть дворник (город, дядя, Ансип) убирает — ему за это деньги платят. Лес? Да ничей, можно гадить! Река? Утечет и с моей бутылкой! Окурок? Жвачка? Фигня какая! Нет, не фигня, уважаемые! Бросать надо мусор в урну. В лесу пластик и бумагу не оставлять. Кто говорит? Мы говорим — коалиция добрых и солидарных в своей правоте людей, людей труда. Ей-богу, жаль, что отменили демонстрации. Почему секс-меньшинства о своем единении вольны заявлять парадами, а законопослушные добрые люди должны стесняться заявлять о солидарности своей?!

Хорошо, не нужна нам такая помпезность сейчас, соглашусь. А может, просто не осталось в достаточном количестве тех, кто считает себя вправе выйти на такую демонстрацию? Тех, кто не мусорит, детей своих тому же учит, готов потратить частичку своего драгоценного времени на окружающих, зная, что и они разделяют те же взгляды, тоже готовы к добрым делам, а не будут смотреть, как на дурака? Да, мало их таких, если судить по тоннам собранного в лесах и на обочинах хлама. Ладно, бумажки-обертки. Но ведь холодильники в лес везут! Про покрышки автомобильные я уж и не говорю…

Тем более есть смысл сплотиться, увидеть, что не ты один в округе такой, как уже кажется. А то ведь как оно — "с волками жить — по-волчьи выть". Все так делают, чего вы пристали. Ан нет, батенька, не все! Смотри-ка: нас десятки тысяч только в маленькой Эстонии, нас, готовых бескорыстно убирать за другими. Пусть они, убогие, ржут и продолжают гадить. Мы никуда не денемся, нас будет становиться все больше и больше. Вот восторгаемся мы чистотой немецких, скажем, или австрийских городков. Тоже ведь не пришло ниоткуда само — годами, столетиями находились такие заполошные, полу-дурочные, что убирали, сажали, поливали, сеяли — и ведь взошли семена, дали всходы!

Я почему специально так подробно именно о мусоре и уборке говорю здесь. Потому что это не должно остаться просто акцией "Сделаем! 2008". Чтоб не говорили модные и продвинутые — дескать, что? "Му-усор убирать?! Да убирали уже, в поза-том году, хватит уже! Мы теперь "мозговые штурмы" устраиваем, не мешайте!" А что ж после вас, любезные, так много отходов-то мозговой вашей бесценной деятельности остается, да все по кустам?! И думать надо сообща, размышлять да прикидывать, что да как лучше сделать, конечно. Да только горазды мы перескакивать эту вот важную ступеньку — что все ж таки все мы, за малым исключением, люди трудящиеся, и надо нам уважать труд друг друга. Кто-то снег с крыш убирает, а кто и на бирже акциями ворочает — тоже труд.

Люди разные, образование разное, но ведь люди же. О душЕ думают, о детях заботятся, от обиды плачут, несправедливость переживают. Тогда давайте к нам, в коалицию. Вместе все что-нибудь обязательно хорошее сделаем. И снова затертый лозунг просится — от каждого по способностям! И каждому — бальзам на душу. Как приятно жить, зная, что не один ты такой, что есть еще неравнодушные. Первого мая увидим, сколько их, сколько нас. И не поленитесь, пожалуйста, после физического труда, после самой толоки — кто где будет работать, понятно — сходить еще и на общий сход. Они разные будут, в Пярну профсоюзы собираются, в Таллинне те, кто правительством недовольны, где-то еще кто-то. Так этот запал единения не растратится только на уборку, еще и на то останется, чтобы с обществом поделиться. Дело-то нешуточное, если вдуматься. Война добра со злом не останавливалась. На чьей ты стороне?

Поделиться
Комментарии