Это наша проблема и только мы сами можем найти способы ее решения.

Мы не ждали милости от бизнеса и властей, создавая футбольный клуб "Локомотив" — единственный в Йыхви, способный объединить всех: от мала до велика. Мы не уповали на гигантов и олигархов, пробивая подписание арендного договора о городском стадионе. Мы знали, что клуб нужен ребятам и их родителям, чтобы вырваться из душных квартир и загаженных подворотен, и доказать всей Эстонии, что Ида-Вирумаа не только пьет, колется и носится за дармовым бензином, но и занимается спортом: русские и эстонцы рядом. А еще мы знали, что стадион, некогда собиравший не только йыхвисцев, но и гостей из других городов и поселков региона, вот-вот превратится в настоящую свалку, а после его просто сольют за ненадобностью, потому что кроме стыда он не вызывал никаких чувств. Даже ностальгию по былой славе, юности и более светлых временах нашего родного города Йыхви.

Не нужно думать, что я неисправимый оптимист. Я сильно переживал осенью прошлого года, когда ходил по школам и просил администрацию развесить объявления о наборе детей в младшую группу клуба. Было страшно, что родители не смогут преодолеть годами накапливающееся убеждение, что ничего нового и настоящего ни для них, ни для их детей в Ида-Вирумаа не появится. Однако к указанному сроку вереницы мам и пап, ведущих за руку своих малышей к нам на занятия, потянулись в сторону спортивного холла, в котором мы снимаем зал для занятий. Нам поверили, и мы не могли обмануть.

Также сильно я переживал, когда весной вел переговоры с одним из лучших тренеров Латвии и Северо-Запада России Виктором Нестеренко. Мы оба понимали, что это вызов. Рабочая команда требует особого подхода, а приглашение именитого тренера — больших затрат. Однако тратить нам было нечего, кроме собственных сил, энергии и желания возродить футбол в отдельно взятом городе Эстонии. Виктор согласился нас поучить, мы сгорали от счастья и признательности. Результат нашего общего стремления не заработать, а сделать хоть что-то хорошее в этой жизни, можно видеть по турнирной таблице Второй Лиги Футбольного союза Эстонии. "Локомотив" в этом сезоне не проиграл ни одной игры и по праву занимает лидирующее место.

Мне не описать своих переживаний, когда по весне я приехал на Йыхвиский городской стадион и увидел, что с ним сделало время и равнодушие тех, кто должен был ухаживать за единственным футбольным полем города. Разруха была настолько велика, что ее можно было бы показывать в качестве иллюстрации к репортажам про гибнущий от наркотиков и алкоголя, невоспитуемый Ида-Вирумаа.

Трибуны побиты и перекошены, голое поле настолько изъедено кротами, что даже ходить по нему было страшно, не то, что бегать с мячом. Административное здание покосилось под тяжестью 700-килограммовых транспортерных лент, которые некогда использовали в шахтах, а 60 лет назад их решили применить в качестве крыши на только возводимом стадионе.

Это первая "красота", бросившаяся в глаза. При более близком рассмотрении, мы нашли не только сотни килограммов прошлогодней листвы, но и осколки бутылок, шприцы, а самое неприятное: мелкие куски пластмассы. Оказалось, что на Новый год стадион использовали в качестве полигона для запуска фейерверка. Огоньки улетели в воздух, а месиво из острых обломков так и осталось на поле. Том самом, на которое в пору моей юности местный сторож не разрешал даже зайти тем, кто не имеет отношения к футболу.

Для "Локомотива" и для меня лично получение поля в аренду с правом развития стало своего рода делом всей жизни. Во-первых, потому что было очевидно — стадион окончательно доведут до состояния невменяемости и попросту превратят в очередную парковку или построят на этом месте магазин. Во-вторых, мне известно, что финансовое положение волости таково, что ближайшие пять-семь лет никаких денег на строительство нового поля никто не выделит. Впрочем, и раньше-то надежды на это было немного, хотя на обещаниях подарить городу свой собственный стадион в высокую политику въехал и хорошо обосновался не один политик. Политики счастливы, а стадиона все нет.

В-третьих, я уверен, что развитие города и появление здорового, сильного и патриотично настроенного поколения возможно только при условии, что этим самым поколением есть кому и есть где заниматься. Отдавая своих детей и внуков улице, мы вряд ли получим опору в будущем. Скорее сбудутся предсказания пессимистов, которые уже теперь предлагают поставить на Ида-Вирумаа жирный крест.

Волость раздумывала долго. Я понимаю почему — деньги на стадион выделялись ежегодно, во что он превратился, помнят многие. В итоге появился договор, согласно которому клуб ежегодно должен не только ухаживать на полем, но инвестировать 3000 евро в его развитие. Это то, что дается самоуправлением на занятия с детьми. Мы подсчитали, что за эти средства клуб может снимать стадионы и в Воку, и в Кохтла-Ярве. Даже останется. Но предложение приняли, потому что на кону стояла судьба единственного футбольного поля нашего города, и начали работу.

Своими силами очистили стадион от хлама. Пригласили фирму, которая, войдя в наше положение, со скидкой помогла прогнать с поля вездесущих кротов. Как в омут с головой подписали договор с предприятием, работающим со многими футбольными полями Эстонии, и получили взрыхленное, засаженное свежей травкой покрытие. Как с маленьким ребенком носились с пробивающейся зеленью, вручную поливая, когда не было дождей и, спасая от затопления, когда с неба все же лило.

В мае съездили с Нестеренко в его родную Ригу и выпросили около 300 стульчиков для зрительских трибун. А мой друг, предприниматель Сергей Полуяненко, владелец фирмы Polven, купил краску, которой в свое свободное время и совершенно безвозмездно работники предприятия покрыли стулья.

К нам потянулись помощники — добровольцы, которые помогли снять со здания ленты, а тот же Polven подарил стадиону покрытие Rannila. Фасад дома покрасили. И внешне уже к середине мая стадион был готов принять первых зрителей, которые пришли поболеть за "Локомотив", сыгравший свою первую игру дома.

Все это время я слал письма и звонил. Просил и уговаривал. Искал слова и приводил аргументы. И понял: никто ничего нам не должен. К предпринимателям и олигархам стоят очереди из просящих и увещевающих. Бизнесмены привыкли к ним, как и к тому, что немалая часть выделенных на благотворительность денег уплывет вместе с просящим. Именно поэтому особенно дорогим для меня стал отклик Eesti Energia, работники которой все же решили разобраться в ситуации, а после пошли на сотрудничество, оплатив один из самых крупных счетов — за приведение в порядок футбольного газона. Я знал, что гиганты подтянутся, поверил же в нас Олег Осиновский со своим предприятием Spacecom, решивший все транспортные проблемы клуба, что позволило сэкономить львиную часть получаемых в виде дотаций и членских взносов средств и пустить их на покрытие текущих расходов и стадион.

Мы не злимся на тех, кто согласно кивал, обещая подумать, или предлагая помощь в 16 евро в месяц, а после попросту забывал об обещаниях. Мы не грустим, что не получили даже простого ответа на многочисленные письменные обращения. Мы просто понимаем, что проблему города Йыхви нужно решать самим. Это наш город, это наши дети и наш стадион. И то, и другое, и третье должно выжить и доказать всем: Ида-Вирумаа — это не только край пьяниц, наркоманов и бензовозов. Тут еще играют в футбол: от трех до 70 лет.

Смотрите фото:

Так Йыхвиский стадион выглядел в начале апреля

*

А так стадион выглядит сегодня

*

Детский тренер Игорь Шашков со своими воспитанниками

*

Основная команда "Локомотив" (Йыхви)

*

Команда ветеранов футбола

*
Поделиться
Комментарии