"... в начале 1920-х гг. Байов "политической деятельности не проявлял". Однако в 1922 г. произошел инцидент, из-за которого Байов чуть не лишился должности лектора военных учебных заведений Эстонской республики. Дело в том, что в первой половине апреля 1922 г. Министерство внутренних дел Эстонской республики и городская управа Таллина постановили срыть православную часовню на Русском рынке и перенести памятник Петру I, которые, как оказалось, определенным кругам эстонского общества напоминали о "рабском прошлом" их страны. В ночь с 29 на 30 апреля памятник Петру I был демонтирован и перенесен в Екатериненталь... Байов открыто восставал против этого акта, чем возбудил сильное неудовольствие эстонской печати..." (Труды Русского Исследовательского Центра в Эстонии, вып. 2, Таллин 2003, ISSN 1406-8699).

23 апреля 2007 года состоялся инфочас в Рийгикогу. На инфочасе премьер-министр Эстонии позволил себе поставить под сомнение наличие захоронения как такового, а также прокомментировал различные "слухи" по поводу захороненных на Тынисмяги воинах. Например, из уст премьера прозвучали версии о пьяных солдатах, попавших под свой танк, или расстрелянных мародерах, которых потом похоронили на Тынисмяги. "Каждый вариант аудитория встречала гомерическим хохотом", - писала газета "Молодежь Эстонии" 24 апреля, описывая эту мерзость. Через несколько дней наше правительство совершит акт вандализма, назвав это "археологическими раскопками".

Здесь я хотел бы рассказать о провокации, имевшей место за год до описываемых событий, - 9 мая 2006 года. Возможно, данное описание поможет кому-либо в будущем избежать новых ошибок.

Сайт уoutube.com содержит выпуск новостей Kanal 2 от 9 мая 2006 года. Благодаря трудам Юрия Михайловича Лотмана, мне удалось взглянуть на данный видео ролик через призму семиотического анализа. То есть, рассмотреть различные "знаки" в новостном сообщении и определить формулу успешной провокации. Она очень простая. Запоминайте: для успешной провокации необходимо соединить два символа - "священный" и "оскорбительный". Далее необходимо наблюдать за реакцией и транслировать нужные выводы. (Запоминать следует не для того, чтобы использовать, а для того, чтобы не обманываться).

Итак, вначале новостного сюжета ведущий передачи сообщает о поющих русских и о том, что на Тынисмяги "незаметно распивали алкоголь". Распитие алкоголя не показывают, но независимо от этого в принципе подталкивают зрителя сделать некорректное обобщение о русских в целом.

Далее, флаг СССР, который также является "Знаменем Победы" (именно такое знамя водрузили советские солдаты над Рейхстагом), журналист обозначает как флаг Советского Союза и звонит в полицию, чтобы узнать не запрещено ли использование флага СССР в Эстонии. Ответ полиции - "разрешено".

Следующий шаг - появляются два "символа". Их приносит Юрий Бём - флаг и плакат. Эстонский флаг здесь - священный символ, а плакат - оскорбительный символ. На плакате написано оскорбление: "Эстонский народ, не забудь, этот солдат оккупировал наше государство и депортировал наш народ!"

Как видно из сюжета, дальше Бёму вызывается помочь старый человек - седовласый мужчина берет в руки плакат. У Бёма в руках флаг. Они вместе направляются к памятнику. Уже на перекрестке по пути к монументу видно, как начинает работать оскорбительный символ. "(Неценз.) старый (неценз.)" - звучит по-русски в ответ на плакат оскорбление из уст одного из прохожих. Еще раз обратим здесь внимание на то, что обращение направлено к одному человеку, а не двум, у этого человека в руках оскорбительный символ, и он - старый.

На площадке перед памятником следует кульминация: "Уроды (неценз.)" - священный и оскорбительный символы соединены. Репортеру остается теперь донести до телезрителя мысль о том, что оскорбляют именно священный символ. "В Эстонском государстве не везде можешь находиться с флагом Эстонии..."

В тот вечер многие эстонские СМИ преподнесли ситуацию как осквернение священного символа. В марте 2007 года состоялись выборы в Рийгикогу. Одна из партий использовала Бронзового солдата в своем предвыборном рекламном ролике под лозунгом "Isamaa on ohus!", транслируя в общество идею покушения на священный символ. Здесь примечательно, что данный предвыборный рекламный ролик очень быстро исчез с youtube (под предлогом нарушения авторских прав), когда стал очевиден его диссонанс с русскоязычной версией, в которой предлагалось строить успешную Эстонию...

Потом был апрель. Протест вышедшего на улицы в защиту священного символа народа власти попытались объяснить участием "руки Кремля", "неправильным информационным полем" и прочими уже заезженными "внешними" источниками проблем. Иными словами, виноват всегда кто-то другой.

***

Работа любого настоящего политика, если это действительно политик, а не политикан, заключается не в использовании провокаций, а в их разоблачении и объяснении опасности для общества. Иначе, кто посеет ветер, пожнет бурю. Буря подрывает созидательный потенциал общества. Может быть, в нашей стране еще не созрели политики такого уровня.

Поделиться
Комментарии