Во-первых, сама подача. Декорации в виде сварных металлических конструкций очень “давили” своей мощью, от них веяло каким-то холодом. Может быть, у режиссера они ассоциировались с уже неживым садом, потерянным? Но возникало ощущение отчужденности, и погружаться в действие было сложновато. И эти же декорации мешали воспринимать события, происходящие на сцене. Ибо! Свет (а вот сейчас уже о свете!), который падал на актеров, не освещал их должным образом — лица, благодаря декорациям, были в полосочку и в клеточку: представьте себя, стоящим у ограды в солнечный день.

Какое-то время актеры на сцене были на заднем плане, а “металлические деревья” на переднем. И… никакое действие до зрителя не доходит, ведь между ним и актерами — ограда, стена. Из-за ограды актеры говорят свои слова (навевает: “Сижу за решеткой в темнице сырой…”). Может быть, тоже аллегория?

Не воспринимается еще и потому, что большую часть спектакля сцены выглядят как картинки в книге. Это уже, видимо, почерк режиссера: была на трех его спектаклях — на сцене находятся все, кто может; причем, говорит в это время один или двое, а остальные — неподвижны: стоят, сидят и… ничего не делают. Минуту, две, больше… Их неоправданное присутствие на сцене такое длительное время без слов и действия напрягает и утомляет. Но даже те один-двое, кто и говорит что-то, тоже не особо шевелятся.

Но, в то же время, есть, на мой взгляд, совсем нелепая сцена. Когда Раневская рассказывает Пете, что же ее связывает с садом — вот они, важные, ключевые слова, — а в это время проходит мимо оркестр, проходит и садится, причем, опять же, ничего не делая, и одновременно на заднем плане, на табуреточке, читаются стихи — громко, четко, заглушая Раневскую и ее душевные излияния. То никакого действия, а то — опа: все сразу!

А диалог актеров, сидящих друг от друга на значительном расстоянии — тоже “фишка” режиссера из спектакля в спектакль. Сиди, зритель, мотай головой из стороны в сторону!

Игры актеров касаться не буду. Это уже отдельная тема. Да и актеры ведь тоже — подача режиссера, начиная с подбора и заканчивая расстановками на сцене.

Уж и не знаю, советовать ли своим знакомым посмотреть этот спектакль? Хотя, я — одна из многих, кто был в зале. Это мое видение. У кого-то, может быть, другой “угол обзора”.

Поделиться
Комментарии