Поведенческий кодекс для парламента чрезвычайно важен, поскольку способность народных избранников к саморегуляции по-прежнему стремится к нулю.

Изначально за разработку кодекса взялась председатель экономической комиссии Рийгикогу Кая Каллас. И если у Каллас, цитируя Юргена Лиги, “большие прекрасные глаза при закрытом рте”, то и я не постеснялся приложить усилия к написанию кодекса.

Так что Кая, не нужно благодарности — вот мой кодекс для депутатов Рийгикогу, и не только для них, но и для всех высокопоставленных государственных чиновников.

Кодекс этики депутата Рийгикогу и министра правительства Эстонской Республики.

1. Общие положения.

1.1. Исполнение кодекса обязательно для всех депутатов. В случае нарушения положений кодекса следуют санкции, тяжелейшее из них — изгнание из Рийгикогу. Но не страшно, ведь в этом случае бывшему депутату, вне зависимости от его нарушений, найдут новое место работы, где он будет получать такую же зарплату.

Объяснение: Прецедент для данного пункта — оштрафованный за превышение скорости префект Идаской префектуры Алдис Алус, который подал после инцидента в отставку. Алус не зализывал раны долго, почти что сразу же ему нашли место работы в Департаменте полиции и погранохраны, где он стал советником. Зарплата — 2600 евро в месяц, что меньше прежней зарплаты всего но пару сотен евро.

1.2 Нарушение кодекса министром означает автоматическую отставку. Если министр подавать в отставку не желает, то ничего страшного, это решение можно отодвигать все дальше, до тех пор, пока уважаемый министр сам не захочет сложить с себя полномочия. В случае, если и после своей отставки министр не считает себя виновным, то в сомнительной ситуации можно подыскать себе подходящего козла отпущения.

Объяснение: В мае прошлого года в опубликованной в Postimees статье-мнении Сильвер Мейкар обратил внимание на движение денег внутри Партии реформ. Под подозрение попал и министр юстиции Кристен Михал, чья отставка в самом начале скандала была бы логичным поступком. Несмотря на это, Михал оставался в кресле на протяжении более полугода. В открытом письме, в котором он оправдывал свой поступок, Михал искусно “перевел стрелки” на Государственную прокуратуру.

2. Обращение с деньгами

2.1 Для того, чтобы финансирование партий было максимально прозрачным, все депутаты Рийгикогу обязаны зарегистрировать своих тещ в закрытом для общества списке тещ. Внесенные в список тещи открыты для пользования депутатами, это означает, что любой депутат может одолжить деньги у любой из тещ любого депутата.

Объяснение: Политик Кристьян Карис признался Государственной прокуратуре, что получал деньги на финансирование Партии реформ у матери своей сожительницы. “Тещин шкафчик” стал в политической культуре широко распространенным термином, под которым подразумеваются любые подозрительные пожертвования. На сегодняшний день выяснилось, что мифическая теща на самом деле существует.

Публичные высказывания

Этот пункт предназначен исключительно для премьер-министра, чьи слова доводят до нервного тика даже самого далекого от политики человека.

3.1 Может случиться, что большинство поставит под подозрение решение, в котором уверен сам министр. Общество может посчитать, что такое решение угрожает не только будущему интернета, но и свободе слова в общем. Ничего страшного, просто высмеивай их. Лучший способ высмеять людей — выставить в ряд случайные слова.

Объяснение: Именно набором случайных слов премьер-министр Андрус Ансип пытался испугать пришедших на инфочас в Рийгикогу слушателей. Он посчитал, что все, кто сомневается в ACTA “ели семечки”, а также предложил решение проблемы: “время от времени от этого помогает надетая на голову шапочка из фольги”.

3.2 Если вся государственная политическая культура ослаблена подозрительными манипуляциями с финансами, то глава правительства сам принимает решение о том, когда, как, где и вообще хочет ли он извиниться. Чем позже, тем лучше.

Объяснение: Кульминацией разразившегося в мае прошлого года скандала о финансировании Партии реформ стала отставка министра юстиции Кристена Михала в декабре того же года. Общество было удивлено извинением премьер-министра Ансипа, на которое уже никто не рассчитывал. Однако оно прозвучало семь месяцев спустя тихо-тихо.

Данный кодекс, естественно, еще не завершен. Однако я верю, что он дает хорошую основу для того, чтобы его продолжить.

Поделиться
Комментарии