Развиваемый фирмой "Силлгаз" проект предполагает построить в Силламяэ, на искусственной территории, вынесенной в море и находящейся ниже уровня, на котором стоит основные терминалы силламяэского порта, терминал для работы со сжиженным природным (LNG) и сжиженным нефтяным (LPG, или пропан-бутан) газом. На первом этапе для LNG планируется емкостной парк на 480 тысяч кубометров, для пропана и бутана — на 16 тысяч кубов. На втором этапе этот парк был бы расширен.

Природный газ, с одной стороны, поступал бы по имеющейся газовой трубе, подвергался процедуре охлаждения и сжижения и продавался на мировой рынок. С другой стороны, терминал мог бы принимать LNG с танкеров для нужд Эстонии, Латвии и Литвы. Рассматривается также возможность построить вместе с терминалом новую теплоэлектростанцию.

По утверждению председателя правления "Силлгаз" Тоомаса Нийнемяэ, данный проект базируется на эстонском капитале и городу Силламяэ принесет от 30 до 50 рабочих мест, а если удастся осуществить и планы производства на месте из газа тепловой энергии — то повлияет и на цену тепла.

Третья попытка

На данный момент, проект газового терминала прошел стадию публичного обсуждения программы оценки его влияния на окружающую среду. На этом этапе поступил ряд замечаний и предложений.

Компания "Five Group", которая планирует строить рядом завод по выпуску соевого масла, обращает внимание на то, что при моделировании рисков терминала следует учесть и возможность террористической атаки на емкости, и "эффект домино", когда одна авария вызывает цепную реакцию других. Напоминают инвесторы соевого завода также о такой старой "болячке", как пересечение на одном уровне Таллиннского шоссе и портовой железной дороги, по которой пойдут цистерны с газом.

Уже действующий терминал по работе с аммиаком "ВСТ" обеспокоен тем, что пропан, который тяжелее воздуха и утечки которого, хотя бы и технологические, неизбежны, способен оседать у земли, а оттуда через узкий коридор, ведущий от моря, как по трубе, втягиваться на верхнюю площадку порта.

Там он может достичь и аммиачного терминала. Пропан, бутан и метан в химическую реакцию с аммиаком не вступают, но у самого пропана низкий порог взрываемости. Поэтому весь возможный "путь" пропана в результате утечек от газового терминала до аммиачного надо снабдить датчиками контроля.

По мнению департамента окружающей среды, в частности, надо оценить совместное влияние нового и существующих терминалов, влияние на соседние заповедники и заказники, а также влияние трансграничное.

В силламяэском отделении общества охраны природы вообще считают, что размещение терминала сжиженного природного газа как объекта высокой опасности не предусмотрено общей планировкой города и детальной планировкой силламяэского порта.

Председатель ячейки ООП городской эколог Владимир Миротворцев напомнил, что мы имеем уже третью попытку построить газовый терминал в Силламяэ, причем нынешний терминал будет самым насыщенным. Два предыдущих инвестора от Силламяэ отступились, поскольку "зеленым" удалось настоять на переносе газовых емкостей вниз под высокий обрывистый берег, а для развивателя это было невыгодно, да и вмешался кризис. Тоомас Нийнемяэ, однако, всецело поддерживает вариант, по которому терминал удалится от берега в море.

Стройка возможна в следующем году

Тоомас Нийнемяэ сказал "ИП", что "Силлгаз" хочет построить силламяэский газовый терминал в любом случае — будут или нет сделаны газовые терминалы в Мууга и Палдиски. Преимущества силламяэского объекта он усматривает в том, что здесь не просто принимали и отправляли бы груз, но и производили LNG.

С учетом того, что власти Эстонии рассматривают газовые терминалы как объекты достижения пресловутой энергетической независимости и безопасности, корреспондент "ИП" поинтересовался — "Силлгаз" тоже станет каким-то хранилищем государственного значения? Нийнемяэ ответил, что государство может покупать у терминала какие-то услуги, но с кем и какие договоры будут заключены — спекулировать на эту тему рано.

Владимир Миротворцев поднял вопрос о том, что ответственность опасного терминала перед соседним городом должна быть застрахована и, по договору между инвесторами и общественностью, должен быть создан социально-экологический фонд за счет отчислений от прибыли. Главная цель этого фонда — оплачивать ремонты в городе в случае вероятной аварии на объекте, но также можно было бы тратить эти средства на развитие экологии и поддержку здоровья.

В качестве примера Миротворцев привел терминал LNG в польском Свиноуйсце, который сопровождался т.н. планом по окружающей среде и социальной деятельности.

По словам Нийнемяэ, объект будет застрахован по закону, вопросы сотрудничества с городом будут обсуждаться, но всякие иные страховые фонды "пахнут как-то странновато". Если все пойдет по плану, то строить терминал начнут в следующем году, а готов он будет года через два.

Поделиться
Комментарии