- Госпожа Туулас, с учетом событий вокруг Украины, которые разделили западный лагерь и Россию, как работается сегодня эстонскому консульству в Петербурге? Ощущаете ли вы, что появились проблемы?

- Можно сказать, что летний визовый сезон уже начался, но никакого снижения количества ходатайств о визах нет. Эстония стремилась к облегчению процедуры выдачи многократных и долгосрочных виз, и это остается в силе.

- Но я имел в виду не только влияние на количество виз, но и, например, выражение общественного мнения петербуржцев. Грубо говоря, протестующие под вашими окнами не собираются с плакатами?

- Не собираются. Пару недель назад мы были в Кронштадте. По нашему акценту местные сразу узнали, что мы из Прибалтики, и даже без всякого вопроса стали объяснять, где находится дом, в котором жила Лидия Койдула. Конечно, если включишь здесь телевизор, то там вопросы отражаются иначе, чем на других информационных каналах. Но мы изменения отношения к себе не чувствуем.

- А вот такая ситуация: приходят в консульство клиенты и, пока ждут своей очереди, начинают: ”Ах, эта Эстония! Вот мы сейчас тут про Крым подискутируем…”. И давай выяснять отношения, консульскому работнику высказывать свое мнение…

- Должна вас разочаровать: не было такого (смеется).

- Не стали ли на фоне украинского и крымского кризиса ”холоднее” ваши контакты с властями Петербурга?

- Сейчас мы ничего не ощущаем. Здесь только что был большой форум ”День Балтийского моря”, где присутствовали делегации многих стран. 2014-й — это Год Финского залива, и соответствующие мероприятия были запланированы давным-давно.

Визы без очередей

- Впереди лето. А это означает рост поездок к родственникам и поездок туристических. На этих двух направлениях есть ли в этом году существенные организационные изменения, которые надо иметь в виду едущим в Эстонию?

- Только то, что эстонскую визу можно получить быстро и просто. Родственникам мы выдаем долгосрочные многократные визы, туристам — у кого есть длинная ”шенгенская история” — тоже многократные, до двух-трех лет. В прошлом году количество виз у нас было на уровне 2012-го года. Нынче идем в том же темпе, и даже немножко по восходящей.

Петербургские масс-медиа уже отмечают, что конкуренция за петербургского туриста идет между Эстонией и Финляндией и с 2011 года финны ощущают спад запросов на визы. Статистика говорит, что когда число туристов, посетивших Финляндию, стало снижаться, то в Эстонию оно поднимается. В прошлом году общее число русских туристов в Эстонии было 304648 — на 14 процентов больше, чем годом ранее.

По информации нашей пограничной охраны, многие из едущих через Нарвский пункт имеют на руках визу финскую. Это можно объяснить устойчивостью легенды, что финскую визу можно получить быстро и просто. Легенда, в общем, обоснованная, но… И мы стремимся выдавать визы тем, кто действительно хотят посетить Эстонию, быстро и просто. Человек не должен стоять в очередях в течение нескольких недель. Хочешь подать ходатайство, не попал в консульство — можно пойти в визовый центр. С нами сотрудничают два таких центра. А там с момента, когда клиент входит, до момента, когда он покидает центр, подав документы, проходит 15-18 минут.

- А сколько ждать самой визы?

- Сейчас на это отводится пять дней. Но фактически, даже при том, что число ходатайств не снизилось, мы можем выдать за два-три дня.

- Клиенты петербургского консульства уже освоили науку ”не решать свои вопросы в консульстве в последний день”? То есть здесь не будет столпотворения 30 мая: ”скорее, скорее визу на лето”?

- Мы этого не знаем сейчас. Но за время работы нашей команды — с 1 августа прошлого года — мы вполне спокойно справились с рождественским пиком. И с удовольствием обслуживали даже клиентов, которые догадались оформлять свою поездку в самую последнюю минуту. Единственное, когда душа болит: если люди платят 35 евро пошлины плюс сбор за услугу визового центра, а получают только разовую визу на три дня. Причина: у паспорта остался слишком маленький срок действия. Мы все время просим, чтобы и туристические компании на это внимание обращали.
Кстати, в следующем году произойдет важное изменение, после которого человек, нуждающийся в визе, сможет решить — нужна ли ему поддержка туристической фирмы для оформления визы?

- Что за изменение?

- С конца января 2015 года при ходатайстве о визе в любое государство Шенгена будут брать и отпечатки пальцев, а это значит, что люди должны обращаться в визовый центр или консульство лично. Попросить туристическую фирму оформить визу и отдать ей бумаги уже будет недостаточно? Как говорится, свои руки ведь фирме не отдашь.

Будь я туристом, то применительно к Эстонии даже не смогла бы ответить — зачем мне надо поддержку туристических фирм? Ведь это так просто — самому забронировать себе отель и т.д. С турфирмами бывает и неприятная практика. Одной девочке надо было получить эстонскую визу, потому что их класс ехал на каникулы в Англию, а самолет вылетал из Эстонии. Дело простое: иди в визовый центр или консульство. Но отец решил обратиться в туристическую фирму. И вот уже подходит время отъезда, он звонит нам: ”А где виза? Дочери надо в Англию”. Мы смотрим: какая Англия?! Фирма недавно предоставила пакет бумаг, что девочка едет… на соревнования по ориентированию в Эстонии. Когда так ”химичат”, это тоже влияние легенды, что эстонская виза — это ого-го-го, за ней надо очередь выстоять. Но сейчас это не так.

Чтобы получить эстонскую визу, надо иметь на руках какой-то контакт из Эстонии или какое-то приглашение. Но мы очень хорошо знаем, что есть люди, особенно в приграничных Ивангороде или Кингисеппе, которые просто хотят сделать в Эстонии покупки, походить по музеям. И стараемся всем объяснять, что можно это честно и написать в ходатайстве, не надо ничего выдумывать и подделывать цель визита.

- Как распределяются выдаваемые вами визы по срокам? Как часты отказы?

- В 2012 году многократные визы составляли 63 процента из всех. В прошлом году этот процент был уже 82. В прошлом месяце — 89. Виз в прошлом году в Петербурге выдали 52621. Из этого количества отказ был в 0,4 процента случаев.

- Госпожа Туулас, можете ли, глядя из консульства, дать какие-то рекомендации тем в Эстонии, кто приглашает гостей?

- К ошибкам мы не придираемся. Но вот, например, споткнулись о такую проблему с одним местным самоуправлением, кстати из Ида-Вирумаа. Они пригласили к себе в гости делегацию. При поездках в рамках культурного сотрудничества визы бесплатны. Но в этом случае мы увидели, что в состав делегации явно были включены люди, к теме поездки отношения не имеющие. Значит, для кого-то виза действительна была бесплатной, а для кого-то нет. По словам самоуправления, они просто подписали список, а остальное уже наше дело — кому там бесплатно, кому за деньги. И теперь я планирую встречу с самоуправлением, чтобы четко объяснить смысл этих приглашений. В том числе они не предназначены для мероприятий типа ”собрались и будем обсуждать”… три года подряд одно и то же.

Но в целом недоразумений при выдаче виз немного. С петербургскими клиентами работать довольно просто. Тем более, туристы из Петербурга — они очень качественные.

Чем привлечь туриста?

- ”Качественные” — это как?

- Например, они уже не интересуются этакими большими ”фабриками здоровья”, а хотят отдохнуть спокойно в маленьких отелях и санаториях. Сама была свидетелем, как российские туристы в Сангасте удивлялись, что они нашли здесь то, что искали где-то в Европе. Да что там, сами эстонцы ведь недооценивают туристический потенциал Южной Эстонии или Ида-Вирумаа! Так что нам надо больше работать над информацией, которая была бы доступна на русском языке русскому туристу. И вот как раз нынче у нас проходит ”Год Выру в Петербурге”.

- А ”Года Ида-Вирумаа в Петербурге” еще не было?

- Нет. Это вообще первое мероприятие такого рода. И эксперимент для того, чтобы понять, что улучшить. Например, мы с нашими партнерами из Выруского уезда сразу договорились: будем друг с другом очень откровенны, что плохо — сразу скажем.

- Чем еще вы рекламируете Эстонию в Петербурге?

- Мы не можем отказать, если у эстонского уезда или компании есть хорошие проекты, стараемся, по возможности, помочь. Но, конечно, наши возможности лимитированы. У нас есть свои планы и предложения, однако консульство в Петербурге не может организовать, например, работу в Ида-Вирумаа. Есть шаги, которые получают поддержку со стороны фондов, в том числе Фонда развития предпринимательства, представитель которого работает и в северной столице России. Но должна быть инициатива и слаженная работа на местах.

Что касается других мероприятий, то в конце января у нас прошла презентация будущих Сааремааских оперных дней. В апреле пройдет День Хаапсалу с участием Анне Вески и презентацией возможностей отдыха в Хаапсалу. Летом запланировано одно международное молодежное мероприятие в Ивангороде, и мы хотели бы организовать для его участников однодневный выезд в Ида-Вирумаа.

Эстонцы в Петербурге

- Что такое сегодня эстонская диаспора в Петербурге? И сколь тесно вы с ней взаимодействуете?

- Здесь действуют эстонское общество и эстонский приход. ”Сердцем” эстонской жизни Петербурга является отреставрированная Яани Кирик — Яновская церковь. Петербуржцы знают это место как хороший концертный зал, которым наслаждаются и многие петербургские музыканты. А в эстонском обществе — триста активных членов. Они обучают эстонскому языку в Доме национальностей Санкт-Петербурга, у них есть хор и маленькая группа народного танца.

Вопрос только — в преемственности поколений. То есть надо привлечь к этой деятельности молодых, и мы их уже находим. Это и местные жители, и те, кто приехал сюда на учебу. Мы стараемся, чтобы они тоже нашли путь в Яани Кирик.

- Сколько сегодня эстонских граждан в Петербурге?

- Мы не можем это сказать.

- Разве они у вас не регистрируются?

- У нас нет такого — ”принят на учет по месту жительства” (смеется). Но, по-моему, когда здесь была последняя перепись населения, тогда где-то две тысячи человек назвали себя эстонцами.

- Россия ведет политику соотечественников. Есть ли какая-то ”зеркальная” деятельность у эстонского консульства в связи с эстонскими соотечественниками?

- Конечно, по необходимости предоставляются и защита, и помощь. Очень интересно, что статистика консульской помощи людям, которые приехали сюда из Эстонии и угодили в какую-то неприятную ситуацию, очень маленькая. Я работала четыре года в Финляндии, там вот там мы только этим и занимались. А здесь таких случаев очень мало. Не знаю, как это объяснить.

Где мы не можем помочь, так это случаи, когда воруют эстонские автомобильные номера. Впрочем, не только эстонские. Делается это как-то очень открыто. Оставляют свой телефон: пожалуйста, заплатите 13 тысяч рублей и получите номер назад. Наша сотрудница обратилась с этой темой в полицию, поскольку у нее тоже номера ”свистнули”. Полиция взяла в работу этот телефон, а потом позвонила назад и сказала, что… злоумышленники согласны вернуть украденное не за 13, а всего за три тысячи…

Другое, с чем к нам обращаются, — российские учреждения не принимают документы и требуют всякие интересные справки, которых мы не выдаем. Например, справку о том, что эстонцы не используют отчества. Это же и так из эстонского паспорта видно.

- С какими из российских государственных органов вам сложнее всего? С полицией?

- Нет. Очень много вопросов возникает в ОВИРе, когда там оформляют или продлевают вид на жительство. Например, много проблем с тем, что Эстония уже четыре года не выдает свидетельства о рождении или свидетельства о браке. У нас все в компьютере, в регистре. Впрочем, это не только в России вызывает вопросы. Везде в Европе, особенно в ”старой”, где привыкли все записывать, печати ставить, слышишь: ”Ох уж эти эстонцы со своим IT!”. А мы подбадриваем: ”Так мы и вас можем научить, как свою бюрократию упростить”.

Конечно, нам жалко, что на бюрократические моменты уходит много нервов и времени, но что поделать? Мы со своей стороны стараемся, чтобы у нас все было хорошо. Это и есть визитная карточка страны.

Поделиться
Комментарии