Авторы подчеркивают, что это исследование — не истина в последней редакции и не обвинительное заключение. Это итог работы корреспондентов и экспертов ”Новой газеты”, которые в течение года пытались разобраться в причинах и обстоятельствах катастрофы малайзийского ”Боинга”, летевшего из Амстердама в Куала-Лумпур 17 июля 2014 года. Это версия, основанная исключительно на том, что удалось установить журналистам ”Новой газеты” лично, и на тех документах, которые оказались в распоряжении издания.

Далее приводим описание того, как произошла катастрофа по версии "Новой газеты". С материалами, на основании которых составлена картина произошедшего, можно ознакомиться ЗДЕСЬ.

Как это было

Конец июня—начало июля 2014 года были решающими для хода военной кампании, развернувшейся на Восточной Украине. Вооруженные силы Украины пытались отрезать сепаратистов от российской границы, чтобы лишить их подпитки людьми, вооружением, боеприпасами и продовольствием. Некоторые части ВСУ оказались отрезанными от коммуникаций, для обеспечения их необходимым удалось наладить авиатранспортный мост. Ко всему прочему активно использовалась штурмовая авиация ВВС Украины. И существующие на вооружении сепаратистов, чье положение было близко к критическому, переносные ЗРК не могли справиться с высоколетящими целями.

Так продолжалось недолго, ситуация в воздухе начала меняться: у сепаратистов появились средства, способные сбивать транспортные самолеты на большой высоте, доставалось и штурмовикам. Авиационные власти Украины приняли решение — закрыть воздушное пространство над зоной АТО до 9800 метров, при этом оставив коридор для международных авиалиний. Тем не менее некоторые международные авиакомпании (British Airways, Air France и другие) не стали рисковать ради экономии средств и изменили маршруты своих авиалайнеров — в облет Восточной Украины. Международные и европейские авиаконтролеры на этот счет никакого постановления не принимали, оставив решение на откуп компаниям, лишь закрыв (еще раньше) небо над Крымом (в большей степени по политическим соображениям). Вот ”Малайзийские авиалинии” и не стали менять маршрут без указки наднациональных органов, все-таки крюк — это деньги.

После того как 14 июля в небе над Донбассом был сбит военно-транспортный Ан-26, в СНБО Украины заговорили о необходимости закрыть для гражданской авиации небо над зоной АТО целиком — и об этом даже сообщали СМИ. Однако военное командование и командование АТО самостоятельно сделать этого были не в состоянии: статус АТО не равен статусу военного положения, на время которого руководство всем переходит в руки людей в погонах, — окончательное решение оставалось за гражданским ”Украэрорухом”.

”Украэрорух”, который контролировал гигантские, по меркам Украины, деньги от транзита, в этот период сотрясали коррупционные и шпионские скандалы, помноженные на рейдерские захваты. Директора менялись как перчатки, вынося друг друга из кресла с помощью разного рода вооруженных людей. Новый директор предприятия вместо того, чтобы управлять небом с резервной площадки, находившейся в министерстве транспорта, предпочел топтаться у закрытых дверей своего захваченного офиса, а военное подразделение в составе ”Украэроруха” не приложило никаких усилий для того, чтобы воздействовать на ситуацию. И это несмотря на то что военные летчики на своих приборах к этому времени уже засекли излучение, исходящее от ”Буков”, которые неожиданно появились у сепаратистов.

17 июля 2014 года, по данным разведки сепаратистов, над районом Снежного в сторону окруженных около российской границы воинских частей Украины должен был полететь очередной транспортный Ан-26. К этому времени (14 июля) новая установка ”Бук” доставлена в город Краснодон, откуда в сопровождении машин комендатур ”ЛНР” и ”ДНР” к 17 июля выдвинулась в район Снежного. Был получен приказ на уничтожение транспортника.

От агента сепаратистов, работавшего на аэродроме, откуда должен был отправиться Ан, была получена СМС со временем вылета и маршрутом. И время, и маршрут примерно совпадали с данными малайзийского ”Боинга” МН17, летевшего из Амстердама в Куала-Лумпур. Но агент находился под контролем СБУ Украины и был арестован, вылет Ан-26 отменили, и никакую ”опровергающую” СМС, конечно, никому не отправили.

Расчет ”Бука”, работавший без РЛС, вооруженный ракетами, полученными на территории ”ДНР” (из чего можно сделать предположение, что это был ЗРК модификации ”Бук-М1-2”, способный работать автономно и при этом совместимый с ракетами, имеющими боевую часть (БЧ) 9М314М и предназначенными для ЗРК ”Бук-М1”, которые, действительно, не стоят на вооружении ВС РФ), — так вот, расчет не имел необходимого времени для того, чтобы в точности соблюсти необходимые для правильной стрельбы условия, ”осмотревшись” на земле и в небе. На все про все у них было несколько часов.

Из-за толкотни в воздухе, вызванной установленным допустимым коридором — не ниже 9800 метров, МН17 получает команду от днепропетровских диспетчеров понизить эшелон до 330-го (10 050 метров), что фактически на границе ”мертвой” зоны.

Расчет ”Бука”, ожидавший Ан-26, не имеющий поддержки необходимой станции обнаружения и целеуказания и пользующийся лишь своими ограниченными возможностями, увидел в небе ”лапоть” (так на сленге ракетчиков обозначается большая цель) — большой объект, который легко мог быть и военным транспортом. Мало того, из-за пониженного эшелона некоторые параметры могли быть похожими на параметры Ан-26, летящего на высоте приблизительно 7000 метров. На принятие решения у расчета было всего секунд 20. Они его и приняли.

После чего пошли победные реляции об очередном ”птичкопаде”, а затем осознание всей чудовищности произошедшей катастрофы.

Поделиться
Комментарии