Напомним, США еще в декабре прошлого года приняли так называемый закон Магнитского, направленный против чиновников, связанных с трагическим делом, приведшим к смерти юриста Сергея Магнитского.

Европарламент, в свою очередь, ограничился резолюцией, утвержденной в октябре прошлого года: Совету Европы предложили запретить некоторым россиянам въезд на территорию ЕС. Никаких практических шагов Европа с тех пор не предпринимала.

Напомним также, что Латвия, Литва и Эстония нашли на счетах местных банков свидетельства операций по отмыванию денег, связанных с тем же делом Магнитского. В Латвии в этой связи был начат уголовный процесс, в Литве — арестованы счета.

Однако, вопреки прозвучавшей СМИ информации, прибалтийские страны не намерены принимать какие бы то ни было санкции в отношении российских чиновников.

Лучше, говорят в Прибалтике, надавить на Европу, чтобы та централизованно решила наказать россиян. А вот национальные санкции — это и малоэффективно, и чревато болезненными ответными мерами.

Латвия не устанет напоминать про Магнитского

"Мы и дальше будем следить за этим делом, а также будем поддерживать его в повестке дня как консультаций по правам человека между Россией и ЕС, так и в рамках других механизмов. Однако министерство не считает, что на данный момент есть основания для введения односторонних санкций", — ответил Русской службе Би-би-си пресс-секретарь министерства иностранных дел Латвии Янис Силис.

Латвийские парламентарии также считают, что действовать нужно сообща. Как заявил Русской службе Би-би-си депутат латвийского сейма и член международной "группы Магнитского" Валдис Лиепиньш, общеевропейский ответ на дело Магнитского должен быть равнозначным американскому.

"Осложнения могут быть. Однако Гитлера политика умиротворения в свое время не остановила. Мне ясно, что в СССР прислушивались к силе, а не сотрудничеству. К сожалению, стиль руководства Путина примерно такой же. Сотрудничать тут сложно, однако просто поддаваться нельзя", — считает Лиепиньш.

Глава комиссии сейма Латвии по иностранным делам Оярс Калныньш также пришел к выводу о бесполезности каких бы то ни было национальных санкций.
"Конечно, там произошло нарушение прав человека, ситуация тяжелая. Но если США принимают санкции и ничего не могут изменить, то я сомневаюсь, что Латвии это удастся", — говорит он в интервью Русской службе Би-би-си.

"Я допускаю, что если бы Латвия попробовала это повторить, Россия могла бы отреагировать похожим образом. Надо взвесить, стоит оно того или нет — хотим ли мы обострить отношения там, где у нас нет особого влияния".

Аналогичной точки зрения придерживается глава Института внешней политики Латвии Андрис Спрудс: если уж вводить санкции, то в первую очередь нужна уверенность в их эффективности — как если бы наказывать россиян взялась вся Европа.

Правда, надежды на такое единодушие, по словам политолога, почти нет. "Не думаю, что решение Европарламента станет общеевропейской позицией. В случае Великобритании не было бы ничего удивительного. Но Германия и Франция, если на что-то и пойдут, то только на то, чтобы обсудить ситуацию в гуманитарной сфере", — отметил он в интервью Русской службе Би-би-си.

Литва -"площадка для обсуждения"

В Литве обеими руками поддерживают идею о том, что Россию надо заставить ответить за Магнитского. Но, оказывается, лучше, если это сделает кто-то другой.

"Литва полностью поддерживает общую для ЕС позицию по требованию от России обеспечения честного и всестороннего расследования смерти Сергея Магнитского", — ответили Русской службе Би-би-си в министерстве иностранных дел Литвы.

По словам председателя парламентского комитета по делам Европы сейма республики Гедиминаса Киркиласа, у Литвы нет оснований думать о введении односторонних санкций. Зато есть основания считать, что этот вопрос должен рассматриваться на еврпейском уровне.

"Сейчас мы начинаем председательствовать в Европейском союзе, как правило, в таких ситуациях страны держатся нейтрально, создавая другим государствам условия для обсуждения. Может быть, такое предложение есть на каком-то форуме. Не знаю, дойдет ли до санкций, но обсуждения будут", — говорит он.

По словам литовского евродепутата и члена той же международной "группы Магнитского" Леонидаса Донскиса, для Европы дело Магнитского крайне показательно.

"Россия все же считается стратегическим партнером Европы, и если так, то проблему прав человека игнорировать нельзя, — говорит он Русской службе Би-би-си. — Если дело касается сугубо прагматического подхода, то, наверное, каждая страна начнет думать: стоит или не стоит".

"Россия — важный партнер, большой сосед, потом начинаются экономические интересы — тут и газ, и нефть. Но тогда почему мы говорим о правах человека или принципиальной позиции, когда дело касается Северной Кореи или Ирана?", — отмечает Донскис.

По словам политика, адекватным ответом со стороны Европы было бы введение визовых ограничений и запрет доступа к банковским счетам.

Эстония не боится российской мести?

Эстонцы тоже выступает за то, чтобы наказать виновных по делу Магнитского. Однако сами ничего для этого делать не собираются.
"Эстония серьезно относится к делу Магнитского. Мы ждем от российских должностных лиц тщательного расследования этого трагического случая. Эстония не приняла решения на этот счет [введения односторонних санкций]", — заявили Русской службе Би-би-си в министерстве иностранных дел Эстонии.

Вопрос односторонних санкций не обсуждается ни в МИДе, ни в национальном парламенте. "На мой взгляд, это вопрос ЕС, тут должна быть общая политика. Если и будут приниматься какие-то шаги, то это должно быть на уровне министров юстиции или внутренних дел ЕС", — говорит Русской службе Би-би-си председатель комиссии парламента Эстонии по иностранным делам Марко Михкельсон.

По его словам, Прибалтике не стоит опасаться ответных санкций со стороны России.

"Очень много было разговоров в 2007 году о том, как плохо то, что произошло в Таллине с Бронзовым солдатом. Говорили, что будут какие-то ограничения в торговле. Однако после этого статистика показала, что ухудшения не было, и сейчас рост идет рекордными темпами. Думаю, государственная политика — это одно, а интересы бизнеса — это другое", — считает Михкельсон.

В свою очередь, эстонский евродепутат Кристина Оюланд, которая и была докладчиком по делу Магнитского в Европарламенте, уверена: рано или поздно Европа возьмется за российских чиновников. И дело не только в Магнитском. По ее словам, ЕС давно устал от грязных российских денег, из-за которых, по большому счету, и случилась трагедия Сергея Магнитского.

"Этот вопрос должен быть обсужден на уровне руководства ЕС. На мой взгляд, ЕС должен начать обсуждать общие шаги против грязных денег, которые сюда приходят. Адресные санкции могут быть вариантом борьбы с этим явлением", — отметила она.

Однако и в Эстонии сильны сомнения в том, что рвение отдельных стран надавить на россиян санкциями станет общеевропейской позицией. Слишком неоднородна Европа для столь радикальных мер, считают в республике.
"Думаю, такие санкции невозможно было бы согласовать между европейскими странами, — поясняет в интервью Русской службе Би-би-си эстонский политолог, руководитель Академического центра Российских и Балтийских исследований Кармо Туур.

"Очень разные интересы: к примеру, Италия или Испания на это не пойдут, им нужны российские туристы и инвесторы. Германия тоже, наверное, не пойдет. Так что, скорее всего, этого не будет", — полагает эксперт.

Поделиться
Комментарии