Ранее его британский коллега Уильям Хейг сказал, что попытки остановить гражданскую войну в Сирии дипломатическим путем оказались безуспешны, и Британия задумывается об иных способах реагирования на химическую атаку под Дамаском.

Великобритания рассматривает различные варианты и сможет выработать решение без единогласной поддержки в ООН, заявил Хейг в интервью Би-би-си. По его словам, Совет Безопасности ООН, внутри которого по вопросу Сирии сохраняется раскол, не выполнил своих обязанностей.

В то же время, по словам Сергея Лаврова, принятие односторонних решений станет "грубейшим нарушением международного права".

"Могу предположить, что та безапелляционность и непоправимая уверенность в своей правоте, которую демонстрируют сейчас наши западные партнеры, уже громогласно заявляя, что никаких исследований им не надо, они все знают, их разведка получила неопровержимые данные, дает основание предполагать, какую позицию они займут в Совете Безопасности, если вообще они удосужатся туда пойти", — заявил Лавров.

Предполагаемая химическая атака вблизи столицы Сирии Дамаска в среду унесла жизни более 300 человек. На место событий в понедельник направилась группа инспекторов ООН, которая попытается задокументировать уцелевшие материальные следы применения отравляющих веществ. Представители ООН сообщили, что поездка задерживается из-за того, что машину инспекторов обстреляли снайперы.

Глава российского внешнеполитического ведомства заявил, что страны Запада не представили Совету Безопасности ООН никаких доказательств причастности властей Сирии к применению химоружия. Москва, заявил Сергей Лавров, настаивает на расследовании всех сообщений о применении химического оружия.

По мнению российского министра, смена власти в Сирии не приведет к прекращению войны, а провокация с применением химического оружия могла быть выгодна сирийской оппозиции.

"Оппозиция явно не хочет переговоров, и такие подходы будут только укрепляться с помощью развернутой информационной кампании", — полагает Лавров.

"Гуманитарная необходимость"

По мнению западных официальных лиц, Дамаск оттягивал допуск экспертов, выжидая, когда следы применения боевых отравляющих веществ будут уничтожены либо исчезнут естественным путем.

Инспекторы ООН по химическому оружию прибыли в Сирию неделю назад, еще до инцидента, чтобы провести расследование в трех местах, где отравляющие вещества предположительно применялись ранее, в том числе в городе Хан аль-Ассал, где в марте погибли 26 человек.

За последний год дипломаты не раз обсуждали эти менее масштабные атаки, отметил Хейг. Ответственными за них британское правительство также считает силы Асада.

"Каждый раз мы выступали с прямыми сигналами, которые иногда передавались ООН, для сирийцев [с призывом] не делать этого. Мы обсуждали это с Россией, и действительно, иногда сирийцы слышали от России и Ирана, что им не следует проводить химические атаки", — объяснил Хейг.

Решение о любых действиях может быть принято без полного единства в Совете Безопасности ООН, добавил он, на фоне разочарования от продолжающейся поддержки режима Асада Россией.

В преддверии обсуждения дальнейших действий в ООН премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон прервал отпуск и вернулся в Лондон, где он проведет на этой неделе заседание Совета национальной безопасности.

Как считает Хейг, принять меры в Сирии можно будет "на основании исключительной гуманитарной необходимости и бедствия". Он повторил версию о том, что химическую атаку совершили силы, верные режиму Асада, поскольку "никакого иного правдоподобного объяснения" ей быть не может.

Ранее сирийская армия отвергла обвинения оппозиции в применении химоружия, назвав их "отчаянной попыткой" повстанцев отвлечь внимание от своих поражений и "грязной медиа-войной".

Россия одобрительно отреагировала на решение Дамаска допустить инспекторов на место предполагаемой химатаки и предостерегла от попыток предвосхитить их выводы.

Интервенция в Сирию?

На вопрос об участии парламента в принятии решения по Сирии Хейг ответил, что у Британии есть "хороший опыт" консультаций с членами парламента, если выбранный вариант будет касаться военных действий.

По имеющейся информации, военные действия могут выразиться в авиаударах по Сирии, хотя обозреватель Би-би-си по Ближнему Востоку Джереми Боуэн полагает, что говорить об этом в ближайшей перспективе несколько преждевременно.

Западные лидеры пожелают дождаться выводов инспекторов ООН, и к тому же трудно избавиться от беспокойства по поводу неопределенных, неизвестных, сложных и опасных последствий военного вмешательства, указывает он.

Президент Сирии Башар Асад заявил, что любое военное вмешательство со стороны Соединенных Штатов закончится провалом. В интервью российской газете "Известия", опубликованном в понедельник, он сказал, что Западу не удастся превратить Сирию в свою марионетку.

Бывший лидер британских либерал-демократов лорд Пэдди Эшдаун, в 1990-е годы лоббировавший применение силы против Югославии, сказал в интервью Би-би-си, что если ООН не придет к единогласному решению, санкционирующему вмешательство в Сирии, это нанесет ущерб авторитету организации.

"Нет никаких сомнений, что бездействие сейчас будет иметь долгосрочные последствия для влияния ООН и в первую очередь для нашей способности контролировать применение оружие массового поражения", — подчеркнул лорд Эшдаун.

Бывший заместитель генерального секретаря ООН лорд Марк Маллок-Браун считает, что допуск инспекторов свидетельствует о том, что Асад поддается воздействию мирового сообщества.

"Это отражает тот факт, что Россия и Иран, два его союзника, также призывали дать им доступ. Так что думаю, что он рисковал оказаться по этому вопросу в изоляции, и это внушительное напоминание о том, чего может добиться мир тогда, когда он занимает совместную позицию против президента Асада", — сказал лорд Маллок-Браун.

Поделиться
Комментарии