Зачем Путину Европейская армия?
Идея единой Европейской армии имеет давнюю историю. Но если не углубляться далеко в прошлое, можно вспомнить всего лишь 2015 год, когда председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер предложил создать общие вооруженные силы ЕС. Он мотивировал свое предложение необходимостью защиты ценностей Евросоюза в условиях агрессивных действий России. Аннексия Крыма и гибридная война на востоке Украины тогда всерьез встревожили Брюссель.
Совсем недавно, но гораздо более громко идею единой Европейской армии озвучил Эммануэль Макрон. В интервью радиостанции Europe 1 в ноябре текущего года французский президент заявил, что такая армия необходима Европе ”для защиты от Китая, России и даже от США”. Соединенным Штатам такое заявление не понравилось, Китай промолчал, а вот Россия в лице президента Путина его неожиданно одобрила!
Это довольно парадоксальный результат и для Юнкера, и для Макрона.
В чем же причина путинского одобрения идеи Европейской армии? Ее можно увидеть в том же интервью Макрона, который критикует США за планируемый выход из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности 1987 года, заявляя, что ”первой жертвой станет безопасность Европы”.
Интересно, что Макрон здесь почти в точности повторил лозунги советской пропаганды 1980-х годов, которая также утверждала, что ”Европе угрожают американские ракеты”, и многие европейцы ей также поддавались.
Поэтому объединение в этом вопросе Макрона, Меркель и Путина не очень удивительно с исторической точки зрения. Этот союз более удивителен с точки зрения современности, когда Европа принимает санкции против агрессивной политики России, но при этом Путин по-прежнему — желанный гость на общеевропейских саммитах, вот как на том же ноябрьском в Париже.
Ангела Меркель заявила, что проект Европейской армии ”не направлен против НАТО”. Тогда в чем смысл этого дублирования, если членами НАТО являются 22 из 28 стран ЕС? В какую армию пойдут, например, эстонские призывники — если страна одновременно является членом ЕС и НАТО?
По словам Путина, появление Европейской армии — это ”процесс положительный с точки зрения укрепления многополярности мира”. ”Многополярность” — это очень популярный кремлевский термин, однако в реальности он вуалирует попытку Москвы сохранить свой статус ”второго полюса”, как и во времена СССР, поскольку ядерный потенциал РФ по-прежнему второй в мире.
Кроме того, странно слышать рассуждения о ”мировой многополярности” от государства, которое в своей внутренней политике абсолютно ”однополярно”. Несмотря на то, что Россия по своей конституции является федерацией, в реальности это жестко унитарное государство, где регионы не имеют таких прав, как американские штаты или германские земли.
Конечно, многих европейских лидеров сегодня пугает непредсказуемость Трампа. Однако американский президент, в отличие от российского — фигура сменяемая. Поэтому нелепо перекраивать всю структуру мировых организаций, тем более оборонных, только из-за того, что в Белом доме на 4 года оказался какой-то ”неправильный” постоялец.
Сила НАТО — не только в вооружении, но в объединяющем евроатлантическом мировоззрении. Если произойдет его раскол на ”европейское” и ”американское”, это далее подорвет и единство самого ЕС, который также является наднациональным объединением. И в итоге — будет означать торжество путинской империи, которая мечтает о расколе Запада как такового.